Базаити, Марко


Марко Базаи́ти (итал. Marco Basaiti; ок. 1470, Венеция — после 1530, Венеция) — итальянский живописец.

Об этом художнике не сохранилось почти никаких документальных свидетельств. Неизвестны ни точная дата его рождения, ни точная дата смерти. В архивных документах имя Марко Базаити встречается только один раз — в 1530 году в списке гильдии венецианских художников (Марьегола деи питтори венециани). Первая известная его картина датирована 1496 годом (Портрет молодого человека, 1496 год, ранее — Коллекция фон Паннвитца, Харлем), на основании чего дату рождения художника относят приблизительно к 1470 году. Место рождения Базаити также остаётся неясным — одни исследователи считают его родиной Фриули, другие поддерживают версию, высказанную Джорджо Вазари, согласно которому Марко родился в Венеции в греческой семье. Впрочем, сведения, приведённые Вазари, вызывали сомнения в связи с тем, что в своём труде он пишет о Базаити два раза как о двух разных венецианских живописцах, называя его, то Марко Базарини, то Марко Бассити. Возможно, это недоразумение было порождено самим Марко Базаити, который свои картины подписывал Baxaiti, Basitus, Baxiti и Basaiti.

Далее имя Марко Базаити появляется приблизительно в 1503 году. Оно начертано на картине «Св. Амвросий на троне со святыми и музицирующими ангелами/ Коронование Марии» (500х246 см, Венеция, ц. Санта Мария деи Фрари). Эта алтарная картина была последней работой известного венецианского живописца Альвизе Виварини, которую тот не успел завершить в связи со своей кончиной. Она была заказана для алтаря в капелле Миланези, освящение которой было произведено в 1503 году. В полустёртой надписи на картине исследователи прочли фамилию VIVARINE и имя …RCUS BASITUS. Москини в 1815 году интерпретировал надпись таким образом, что картина, начатая Альвизе Виварини, была после его смерти завершена Марко Базаити[4]. Виварини имел в Венеции крупную мастерскую, а его гонорары были практически такими же большими как у Джованни Беллини. Надпись на картине, прочитанная Москини, послужила основанием для предположения, что Марко Базаити обучался в мастерской Виварини, тем более что следы влияния последнего в творчестве художника отмечались многими экспертами. Впоследствии эта точка зрения стала общепринятой.