Базэлджет, Джозеф


Сэр Джозеф Уильям Базэлджет (англ. Joseph William Bazalgette; 28 марта 1819, Энфилд — 15 марта 1891, Уимблдон) — британский инженер-строитель. Более всего известен как создатель центральной канализационной системы Лондона.

Родился в семье морского офицера. Формального образования не имел, в возрасте семнадцати лет начал участвовать в проектировании железных дорог в Ирландии и там обратил на себя внимание своими способностями. Участвуя затем в ещё нескольких проектах в северной части острова (в основном связанных с осушением), в 1842 году он переехал в Вестминстер, где стал успешным частным инженером-консультантом. В 1845 году женился и одновременно начал активно участвовать в строительстве одной железной дороги, работая с таким усердием, что получил тяжёлый нервный срыв и надолго слёг, однако сумел оправиться.

Он известен прежде всего своими инженерными проектами, осуществлёнными в Лондоне, в первую очередь строительством центральной системы канализации и обустройством набережной Темзы. В 1848 году контроль над лондонской канализацией, который был до того времени разделен между восемью отдельными муниципальными чиновниками, был передан единой комиссии из двенадцати человек, которая была в 1849 году заменена второй комиссией. Во время её работы Базэлджет получил назначение помощником инспектора этой комиссии, которое он сохранял затем во время работы трёх следующих комиссий, которые в течение года или двух последовали за второй, а когда в 1855 году эти чиновники были заменены Столичной комиссией по канализационным работам, то он был сразу назначен главным инженером этого органа.

Его проект был готов, но начало работ по нему было отсрочено финансовыми проблемами, чиновничьими преградами и формальностями до 1858 года. После начала реализации проекта, однако, работа пошла энергично, и в 1865 году центральная система канализации была официально открыта. Она состояла тогда из 83 миль (132 км) больших соединённых между собой труб, будучи соединённой со зданиями общей площадью более чем 100 м² и, по оценкам, принимала 420 миллионов галлонов фекалий в день. Стоимость проекта составляла 4 600 000 фунтов стерлингов.