Байрёйтский фестиваль


Байрёйтский фестиваль (нем. Bayreuther Festspiele) — ежегодный летний фестиваль, на котором исполняются музыкальные драмы Рихарда Вагнера. Основан самим композитором. Проводится с 1872 года в баварском городе Байройте (Байрёйте) в специально построенном для этого театре.

Художественный руководитель и директор фестиваля — Катарина Вагнер, режиссёр, правнучка Рихарда Вагнера.

Первый фестиваль открылся 13 августа 1876 года, на нём состоялась премьера полного цикла «Кольцо Нибелунга». Из-за финансового дефицита следующий фестиваль был проведён только в 1882 году, тогда на нём состоялась премьера «Парсифаля». До 1914 года и с 1924 по 1936 фестиваль проходил каждый год или один раз в два года. С 1936 года фестиваль стал ежегодным. В годы с 1914 по 1923 и с 1945 по 1950 фестиваль не проводили.

После смерти Вагнера руководство фестивалем перешло к его жене Козиме (во время её руководства в 1904 г. в балетной сцене «Тангейзера» принимала участие известная танцовщица Айседора Дункан), а с 1908 г. предприятие возглавил их сын Зигфрид, ещё до этого участвовавший в фестивале в качестве дирижёра и режиссёра. Во время своего руководства он использовал новую сценическую технику и освещение, новаторские для того времени. После его смерти и до конца Второй мировой войны всем заведовала его вдова Винифред, художественным руководителем был Хайнц Титьен[en].

Адольф Гитлер придавал большое пропагандистское значение Байрёйтскому фестивалю и дружил с Винифред Вагнер. В этот период из репертуара фестиваля был исключен «Парсифаль», исчезли «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Тангейзер». В 1943—1944 годах фестиваль представлял только «Нюрнбергских мейстерзингеров»[1].

В 1951 году открылся первый послевоенный фестиваль. На открытии исполняли 9-ю симфонию Бетховена, дирижировал В. Фуртвенглер[1]. С тех пор мероприятие проводится ежегодно (в отличие от довоенной практики). Руководителями фестиваля стали сыновья Зигфрида и Винифред Вагнеров Виланд[en] и Вольфганг. Братья Вагнеры стремились избавить фестиваль от репутации пронационалистского и приверженного устоявшейся традиции. Для этого они стали приглашать исполнителей со всего мира (ранее зарубежными дирижёрами фестиваля были лишь А. Тосканини в 1930—1931 годах и В. де Сабата в 1939 году)[1].