Бану Надир


Бану́ Нади́р (араб. بنو النضير‎, ивр. בני נדיר‎) — один из трех крупных иудейских кланов, живших в северной Аравии до VII века в оазисе Медины. Создав группировку с союзническими кочевниками, они не признали Мухаммеда лидером Медины[1][2] и в результате были высланы из Медины. Совместно с курайшитами Бану Надир планировали Битву у рва[3]. Позже они участвовали в сражении при Хайбаре[4].

Первоначально в Медине, помимо Бану Надир, проживали два иудейских клана: Бану Курайза и Бану Кейнука. К ним присоединились два арабских клана из Йемена: Бану Аус и Бану аль-Хазрадж.

Как и все евреи Медины, представители Бану Надир носили арабские имена, говорили на особом диалекте арабского языка. Они зарабатывали себе на жизнь сельским трудом, ростовщичеством, куплей и продажей оружия и драгоценностей, торговлей с арабами из Мекки. Их укрепления находились в половине дневного перехода к югу от Медины[5]. Бану Надир были богаты и занимали часть лучших земель Медины[6].

Первоначально два арабских клана, Бану Аус и Бану аль-Хазрадж, воевали друг с другом. Три иудейских клана в этот период разделились. Бану Надир[5] и Бану Курайза объединились с Aус, в то время как Бану Кейнука были в союзе с кланом Хазрадж. Последние были разбиты после долгого и трудного сражения[7].

Мухаммеда пригласили в Медину в качестве посредника в войне кланов. В сентябре 622 года он прибыл с группой последователей, которым дали приют члены местного сообщества, известного как ансары. Прибыв на место, Мухаммед начал строительство первой мечети в Медине[8]. Затем он приступил к созданию договора, известного как Мединская конституция, между мусульманами (ансарами) и иудейскими кланами Медины[9]. Конституция должна была регулировать вопросы управления городом, а также характер и уровень межобщинных отношений. Условия договора включали бойкот курайшитов, воздержание от «расширения любой поддержки им», помощь друг другу в случае нападения третьих лиц, а также необходимость «защиты Медины в случае иностранного нападения»[10][11][12].

Когда Мухаммед изгнал клан Бану Кейнука за нарушение договора и предательство, Бану Надир решили не принимать участия в конфликте, рассматривая его как часть борьбы иудейских племён[13]. Этот конфликт привел к пониманию, что в будущем, согласно Конституции Медины, такие действия любой из сторон лишат её преимуществ в рамках системы.