Баракат


Барака, бараках, баракат (араб. بركة‎) в исламе — божественное благословение, благодеяние, достаток. Термин барака упоминается в нескольких коранических аятах[1]. Пожелания бараки (بارك الله فيكم‎, ба́рака-л-Ла́ху фи́кум) — составная часть традиционного выражения благодарности мусульман.

Арабское слово барака в переводе на русский язык означает «благословение», «благодать», «небесный дар»[2].

Термин баракат часто упоминается в аятах Корана. Согласно Корану, источником благословения является Аллах, который может наделять им пророков[3] и их близких[4]. Сходные представления выражаются в Коране и с помощью терминов рахма  (англ.) («милость; любовь») и салам («покой; достаток»).

Благословенен сам Аллах[5] и всё, что связано с ним: роща[6], иудейский Храм[7], Кааба[8], маслина[9], приветствие от Аллаха[10], Коран[11], земли пророков[12], Ночь предопределения[13].

Мусульмане считают, что благословение Аллаха можно получить во время хаджа от прикосновения к Чёрному камню, Каабе и другим реликвиям. В некоторых исламских течениях существует представление о возможности эманации божественной бараки не только на пророков, но и на святых людей (авлия), на которых снизошло божественное вдохновение (ильхам). Большое распространение идея Божественного благословения получила в суфизме и шиизме.

Коранические представления о бараке получили широкое развитие в суфизме, что послужило появлению идеи о том, что барака может передаваться через пророков святым людям (авлия), которые, в свою очередь, передают его по наследству. В представлениях суфийских тарикатов, носителями благословения являются святые (авлия), которые могут передавать её простым людям. Получить божественное благословение можно не только у живого святого (вали), но и от его могилы. По этой причине в суфизме могилы «святых» (пир) становились объектом паломничества, они почитались последователями этого «святого» и над ними возводились сооружения. Эта практика оспаривалась ортодоксальными мусульманскими богословами.