Барбан, Ефим Семёнович


Ефим Семёнович Барбан (род. 21 января 1935, Москва) — российский и британский журналист, писатель, музыкальный критик, теоретик джаза, один из его первых исследователей в СССР, ведущий специалист по современному джазу, автор 15 книг. Музыкальный обозреватель радио Би-би-си (Лондон, Великобритания, 1985—2007), где выступал под псевдонимом Джеральд Вуд.

Окончил английское отделение филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (1964). Участвовал в создании в Ленинграде первого российского джаз-клуба «Д-58» (1958), став компетентным и авторитетным лектором по истории и теории джаза. Читал лекции в джаз-клубе «Квадрат» (основан в 1964), организовал выпуск одноименного самиздатского машинописного журнала (1966 −1984) — с 1971 г. единолично выпускал в Ленинграде этот теоретический джазовый журнал (до 1984 г.). В 1979 г. основал «Клуб современной музыки», где вел семинары и читал лекции о джазе. Участвовал в научных музыкальных конференциях (Таллин, Новосибирск, Ленинград). В октябре 1984 г. эмигрировал в Великобританию. С 1985 г. сотрудник Русской службы Би-би-си. Под псевдонимом Джеральд Вуд вёл программы «Музыкальная студия» (1987—1997) и «Джаз-клуб»[1] (1997—2007), вёл на Би-би-си историко-философскую программу «Контекст»[2]. Лондонский корреспондент газеты «Московские новости» (1997—2007). Лауреат премии Союза журналистов Москвы (2000). Сотрудничал с журналами «The New Times» и «Огонёк». Координатор научного симпозиума «Современная музыка», Новосибирск, 16-19 февраля 1978 г. и научно-практической конференции «Современный джаз в музыкальной культуре», Санкт-Петербург, 28 — 29 ноября 2012 г.

В своих работах Ефим Барбан использует междисциплинарный (в основном культурологический) метод исследования, разрабатывает вопросы эстетики и философии джаза, проблемы импровизации, стилистики, семантики и слушательского восприятия.[3]

Лауреат премии имени Андрея Белого, первой независимой премии в СССР (1981) — получена за книгу «Черная музыка, белая свобода» Архивная копия от 5 мая 2017 на Wayback Machine[4].

Новый джаз — это музыкальная лаборатория, в которой проводятся глубинные исследования и где происходят, возможно, не тотчас заметные изменения человеческой сущности, которые определяют сегодня лик нашего мира. В будущем, убеждён, новый джаз станет неким зародышем европейской музыкальной культуры, синтезирующей и «черный» джаз, и «белый», и все нынешние музыкальные эксперименты".