Баркер, Томас Джонс


Томас Джонс Баркер (англ. Thomas Jones Barker; 1815—1882[5]) — английский художник, мастер исторической и портретной живописи.

Родился в 1815 году в городе Бат (графство Сомерсет)[6], в семье, представители которой в течение поколений проявляли интерес к живописи. Его дед, Бенджамин Баркер, адвокат-неудачник, охотно рисовал лошадей, став в конце жизни признанным автором картин конно-спортивной тематики, а также мастером по эмали на японской фабрике  (англ.) в своём родном городке Понтипул в Торвайне (Уэльс). Отец, известный художник Томас Баркер (ум. 1847), автор картины «Лесник», выставлялся в Парижском салоне и стал его первым учителем в живописи[7]. Подобно отцу, с детства проявлял устойчивый интерес к охоте и охотничьим собакам.

В 1834 году переехал во французскую столицу, где несколько лет работал под руководством представителя известной художественной династии Ораса Верне[7]. Дебютировал в 1836 году в Парижском салоне тремя картинами, в том числе историческим полотном «Красавицы двора Карла II», удостоенным бронзовой медали. С 1836 по 1850 год выставил на ежегодной выставке в Париже 28 своих картин, преимущественно на тему охоты. На некоторых изобразил свою собственную собаку по кличке Ментор. Его популярность во Франции привлекла внимание короля Луи Филиппа I, заказавшего у него пару работ, включая «Смерть Людовика XIV в Версале», удостоенную золотой медали[6], оригинал которой утрачен был во время революции 1848 года.

Заказанная ценившей его творчество, но рано умершей принцессой Марией Орлеанской (1813—1839), и оплаченной её младшей сестрой Клементиной, картина «Невеста смерти» (1839), на мотив старинной баллады о Лауре, оказалась пророческой и получила широкий общественный резонанс. В 1840 году он награждён был за неё Орденом Почётного легиона[6]. Другой известной его картиной парижского периода стала написанная по мотивам поэмы Байрона «Паризина» (1842), в основу сюжета которой легла трагическая история юной супруги маркиза Феррары Никколо III д’Эсте из рода Малатеста, в 1425 году умерщвлённой вместе со своим любовником ревнивым мужем. Утерянный в течение многих лет шедевр лишь в 2020 году объявился на аукционе в Нью-Йорке.

В 1845 году вернулся на родину, где выставил в Художественной галерее королевы Виктории в Бате вышеназванную картину «Невеста смерти» и несколько портретов[7]. В Королевской академии художеств в Лондоне им до 1876 года выставлено было 29 картин.