Барри Линдон


«Ба́рри Ли́ндон»[прим 1] (англ. Barry Lyndon) — кинофильм американо-британского режиссёра Стэнли Кубрика, широко признанный одной из вершин исторического («костюмного») кинематографа. Это вольная экранизация плутовского романа классика английской литературы Уильяма Мейкписа Теккерея «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим» (1844), в котором рассказывается о судьбе ирландского авантюриста Редмонда Барри, поставившего себе цель любой ценой сделать карьеру и войти в английский высший свет середины XVIII века. Несмотря на трёхчасовую продолжительность, повествование крепко прошито нитями параллельных мест, задваиваний и лейтмотивов, создающих зеркальный лабиринт отражающихся друг в друге ситуаций[1]. В погоне за абсолютной реалистичностью Кубрик настоял на использовании не только подлинных декораций, но и костюмов; все съёмки велись на натуре. Интерьеры освещены только естественным дневным светом либо свечами, что позволило добиться небывалых в истории кино эффектов светотени[2].

Ирландия, середина XVIII века. Редмонд Барри (Райан О'Нил) — простой, неиспорченный деревенский парень — живёт в доме овдовевшей матушки, чей муж был убит на дуэли из-за покупки каких-то лошадей. Его первая любовь — кузина Нора Брейди (Гэй Хэмилтон) — далека от невинности в обращении с мужчинами. Тем не менее, Редмонд мечтает связать с ней своё будущее, пока на его пути не оказывается англичанин капитан Джон Квин (Леонард Росситер), человек трусливый, но состоятельный. Родственники Норы должны ему крупную сумму денег и рассчитывают уладить вопрос, выдав за него Нору.

Во время обеда по случаю помолвки Норы с капитаном Редмонд прилюдно наносит жениху оскорбление (бросив ему в лицо бокал вина) и вызывает его на дуэль. Родня Норы, оказавшись не в состоянии подкупить Редмонда, инсценирует гибель капитана во время поединка. Редмонд должен бежать от правосудия. На лесной дороге его подкарауливают грабители и отбирают деньги и лошадь. Молодой человек, оказавшись в бедственном положении, поступает на службу в английскую армию.

Служба Редмонда в армии показана как череда кулачных боёв и сражений, поражающих бессмысленным кровопролитием. Английские солдаты оказываются «пушечным мясом» на полях Семилетней войны, причины и цели которой — по замечанию рассказчика — неизвестны никому. Для юноши становится большой потерей смерть Грогана на войне, секунданта его дуэли с Квином. Воспользовавшись случаем (воркованием двух офицеров-любовников во время купания в пруду), Редмонд облачается в форму гонца к прусскому командованию и дезертирует из лагеря. Его путь лежит в сторону нейтральной Голландии, откуда он хочет пробраться домой.