Бартелеми д’Эйк


Бартелеми д’Эйк (фр. Barthelemi d’Eyck; ок. 1420 — после 1470) — французский художник нидерландского происхождения, принадлежавший к авиньонской школе живописи.

Имя Бартелеми д’Эйка давно известно по историческим документам. Он был придворным художником короля Рене Доброго и имел высокую репутацию как выдающийся мастер, о чём свидетельствуют отзывы современников. Однако конкретной информации о нём немного.

Исследователи считают, что Бартелеми имел нидерландское (фламандское) происхождение, а обучение прошёл в мастерской Яна Ван Эйка, где, вероятно, контактировал с Робером Кампеном. Эта версия не имеет документального подтверждения, однако очень популярна среди учёных, поскольку в произведениях Бартелеми видна нидерландская выучка. Его мать была родом из Маастрихта в герцогстве Лимбург, во втором браке она стала женой некоего Пьера дю Биллана, также уроженца «немецкой стороны», который был художником, вышивальщиком и придворным короля Рене с 1441 по 1470 год. В отличие от Бартелеми, который жил в непосредственной близости от короля, его отчим имел собственную мастерскую, и, кроме того, ему доверяли политические поручения в Провансе. В 1444 году имя Бартелеми впервые упоминается в документе, который сообщает, что «художник Бартоломеус де Айк» проживает в Эксе. В 1447 году Бартелеми поступает на службу к королю Рене, причём его мастерская располагается в соседнем с королевскими покоями помещении, что свидетельствует о высокой степени уважения и доверия.

Художник находился на этой службе с 1447 по 1469 год, ему было позволено работать даже в спальной короля, он сопровождал короля повсюду. Из документов также известно, что в 1451 году Бартелеми сопровождал короля в его поездке в провинцию Гиень, а в 1456 году пребывал в Анжере, который он и далее посещал неоднократно. До 1471 года — предположительной даты кончины Бартелеми и его отчима — король Рене лишь в редких случаях обращался к местным, провансальским художникам, которые никогда не входили в его свиту, в отличие от этих двух германо-нидерландских мастеров, услугами которых он предпочитал пользоваться. Умирая, Бартелеми оставил много незавершённых произведений, о чём свидетельствует письмо его вдовы.

Не существует ни одного подписанного Бартелеми произведения. Весь обширный корпус работ, который сегодня числится за ним, приписан художнику исключительно по стилистическим признакам. Случай с Бартелеми д’Эйком достаточно уникален: ему приписываются сегодня произведения трёх разных анонимных мастеров, довольно давно известных искусствоведческой науке. Это, во-первых, так называемый Мастер короля Рене, автор превосходных миниатюр в трёх королевских манускриптах. Во-вторых, это Мастер Благовещенья из Экса, автор знаменитого «Благовещения», сыгравшего важнейшую роль в становлении авиньонской школы живописи. И в-третьих, это «Мастер 1456 года», автор мужского портрета из венского музея Лихтенштайн.