Барьер (фильм, 1979)


«Барьер» (болг. Бариерата) — фильм-притча режиссёра Христо Христова 1979 года. Кинопрокат в СССР в 1981 году. Фильм поставлен по одноимённой повести болгарского писателя Павла Вежинова о неспособности людей перейти через созданный ими самими барьер в сознании, суть которого в том, что мир может быть намного шире, чем приземлённый материальный быт. В основе трагического сюжета лежит любовная история в мистическом антураже.

Известный 45-летний композитор Антоний Манев поздней ночью, возвращаясь из бара домой, неожиданно находит у себя в машине молодую красивую девушку по имени Доротея. В процессе знакомства выясняется, что Доротея наивная, робкая, но какая-то странная. Девушка напрашивается домой к Антонию. Там она просит его что-нибудь сыграть, обязательно своё. Антоний, сам себе удивляясь, соглашается и играет ей недавно написанную композицию. После окончания исполнения девушка правильно называет произведение, несмотря на то, что она была его первым слушателем. Тут выясняется, что она живёт в сумасшедшем доме под присмотром доктора Юруковой, но при этом работает в городе.

Утром Манев не находит девушку в квартире и, потрясённый всем происшедшим прошедшей ночью, спешит в клинику и общается с доктором Юруковой. Там Манев узнаёт, что девушка страдает шизофренией, хотя на тот момент припадков у неё не было уже более года. Доктор Юрукова говорит Антонию, что Доротея крайне впечатлительна и её не следует сильно волновать. Кроме того, она объясняет, что девушка иногда умеет читать мысли. Доротея пережила в детстве две психологические травмы: гибель отца на своих глазах и позже домогательство своего дяди, к которому переехала вскоре после смерти отца. Доротея работала в мастерской прикладного искусства с тяжёлым прессом. Доктор просит Манева найти для девушки более лёгкую работу. Манев соглашается и вскоре находит для Доротеи работу переписчика нот. Манев показал ей соответствие нот и звуков, и Доротея даже могла «слышать» то, что писала. Музыка начинает затягивать Доротею всё сильнее и глубже.

Узнав, что Доротее негде жить, а в больнице доктору Юруковой держать девушку как пациентку становится проблематично, Манев соглашается приютить девушку на неопределённое время у себя. Постепенно Доротея раскрепощается, рассказывает о себе, делится мыслями с Антонием. Однако часто её мысли и суждения ставили его в тупик. Он — эгоист, прагматик, а она — романтик, да ещё со странными суждениями, главное из которых то, что она мечтает летать как птица. Даже сюжет балета «Лебединое озеро», на который Манев её сводил, ей был чуждым, поскольку в нём человек хотел из птицы превратиться в человека. Однажды после очередной доверительной беседы Доротея протягивает Маневу руку, и после нескольких её слов они полетели. После этого полёта у них первый и единственный раз случилась близость…