Бассано, Якопо


Якопо да Понте (итал. Jacopo Da Ponte, detto Jacopo Bassano), прозванный Якопо Бассано по названию итальянской родовой коммуны художника (около 1510, Бассано-дель-Граппа, Венецианская республика — 13 февраля 1592, там же) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи[1][2]. Автор картин на библейские сюжеты и портретов в стиле позднего Возрождения и маньеризма, с лёгким влиянием стиля барокко[1][2].

Якопо да Понте родился около 1510 года в коммуне Бассано-дель-Граппа в Терраферме (материковой части Венецианской республики). Единственный сын художника Франческо да Понте (Francesco Da Ponte, ок. 1475—1530), прозванного Франческо Бассано Старшим, и Лючии, урождённой Пиццардини. Его отец и сам Якопо стали родоначальниками большой семьи потомственных живописцев венецианской школы.

Начальное художественное образование Якопо получил в мастерской отца, где участвовал в работе над заказами в течение пяти лет и стал продолжателем семейной традиции. Известно, что им были написаны голова и плат Богоматери в картине Франческо Бассано «Рождество» (1525). Согласно биографии, опубликованной Карло Ридольфи, Якопо Бассано в 1535 году приехал в Венецию, чтобы изучать секреты живописного ремесла в мастерской Бонифачо де Питати по прозванию Веронезе[3][4][5]. Его первой самостоятельной работой стала картина «Бегство в Египет» (1534)[4]. Якопо, за исключением поездки в Венецию, почти не выезжал из родного города, где имел большую мастерскую, в которой работали его сыновья, многочисленные помощники, родственники и ученики.

В 1546 году Якопо Бассано женился на Элизабетте Мердзари (? — 5 сентября 1601), от которой у него было восемь детей: Франческо Алессандро (3 января 1547—март 1547), Франческо Джамбаттиста Младший (7 января 1549—2 июля 1592), Джустина (27 декабря 1551—22 июля 1558), Джованни Баттиста (4 марта 1553—9 марта 1613), Бенедетта Марина (21 марта 1555), Леандро (10 июня 1557—15 апреля 1622), Сильвия Джустина (17 апреля 1560) и Джероламо (3 июня 1566—8 ноября 1621). Все сыновья станут художниками, как и племянник Якопо Аполлонио, сын Марины и Аполлонио Аполлони.

Помимо влияния отца, крестьянского живописца, на работы Бассано оказали воздействие офорты маньериста Франческо Пармиджанино, пользовавшиеся популярностью в то время. Он высоко ценил портретную живопись Лоренцо Лотто[6].

В ранних произведениях Якопо Бассано прослеживается влияние флорентийского и римского маньеризма с характерными удлинёнными пропорциями фигур и ярким, контрастным колоритом. К 1540 году Якопо приобрёл собственный стиль, основанный на наблюдении природы, людей и животных, насыщенный контрастной игрой светотени, тонкой пластикой линий и красотой цветовых сочетаний. Его картины вдохновлены повседневной жизнью маленьких селений (борго) и красотой природы[7].