Бас-профундо


Бас-профундо — итальянский термин. В России глубокие басы часто используются в церковно-хоровой музыке. Певцов с данным типом голоса также называют октавистами по названию их функции («на октаву ниже баса») в православном церковном пении.

Утверждение, что «октависты поют октавой ниже басов», не совсем верно, ибо хотя они и идут вниз охотно, почти на октаву ниже обычного (высокого) баса (в ряде случаев спускаясь до фа контроктавы (43,7 Гц) и даже ниже), но поют, в основном, партию 2-го баса. Октависты чаще всего применяются в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов — в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять бас-профундо при пении оснований мажорных трезвучий). Применять следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произведения.

Более точным определением голоса октависта является утверждение, что эти исполнители умеют извлекать — помимо общих для всех певцов основных грудного и головного регистров — в третьем, нижнем регистре, который требует навыка запускать колебания иной части «глотки» при переходе от самых нижних нот грудного регистра. Исследовательские работы с использованием видеозаписи колебания связок, анализа спектра и формы колебаний с расположенных на шее датчиков и т. д. иногда утверждают, что техника работает на основе одновременного использования связок и «ложных связок» певца. Этим она отличается от «штробаса» (strohbass) (в американском английском «вокальное шипение», vocal fry, в британском английском creaky voice), в котором нет участия связок, то есть «голоса», а есть лишь колебания ложных связок.

Вследствие этого третий (октавистский) способ звукоизвлечения (или фонации, phonation), с сильным голосом, простирается на одну октаву ниже самой нижней ноты грудного регистра, типично для мужчин — до ми-соль контроктавы, хотя известно множество исполнителей (например, Михаил Златопольский и Тим Стормс), певших до нижней части контроктавы (и даже далее, вглубь октавистской тесситуры). Ниже этой октавы с голосом звукоизвлечение становится очень тихим и все более «шумовым», как показывают спектрограммы, переходя в «штробасс».

Такое звукоизвлечение доступно как мужским, так и женским голосам, сегодня YouTube хранит также примеры девушки-подростка, которую отец научил извлекать отдельные звуки до ля-соль контроктавы. Традиция женского пения с применением октавистского регистра (то есть до октавы ниже самой низкой ноты грудного регистра) неизвестна.

В академическом пении профундо считается самым малоподвижным голосом из всех существующих. Однако партия Осмина в опере «Похищение из сераля» Моцарта богато украшена колоратурами. Вследствие этого певцов, поющих эту партию, можно условно назвать «колоратурными басами-профундо», хотя этого термина на самом деле не существует.