Батый


Баты́й или Бату́ (1209 — 1255) — монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца в 1227 году стал ханом Улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против половцев, Волжской Булгарии, русских княжеств, Польши, Венгрии и Далмации.

Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в этом случае могло быть поставлено под сомнение. Источники сообщают, что Чагатай в 1219 году назвал своего старшего брата «меркитским подарком»[1], но сам Чингисхан всегда признавал такие высказывания оскорбительными и безоговорочно считал Джучи своим сыном. Бату происхождением его отца уже не попрекали[2].

Согласно Рашид-ад-Дину всего у старшего Чингизида было около 40 сыновей[3]. Бату был вторым из них по старшинству после Орды-Ичена (правда, Буал и Туга-Тимур тоже могли оказаться старше, чем он[4]). Его мать Уки-фуджин происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона; существует гипотеза, что деда Бату по матери следует отождествить с Алчи-нойоном, сыном Дэй-Сечена и братом Бортэ. В этом случае получается, что Джучи женился на своей двоюродной сестре[5].

При рождении сын Джучи и Уки-фуджин получил имя Бату, образованное от монгольского «бат» — «крепкий, прочный, надёжный», — и ставшее традиционным именем-благопожеланием. В русских летописях закрепилась видоизменённая форма — Батый, перешедшая и в некоторые европейские источники, в том числе в Великопольскую хронику и в записки Плано Карпини; она могла появиться под влиянием более знакомых летописцам тюркских имён — в частности, под 1223 годом в Тверской летописи упоминается половецкий хан Бастый[6].

Среди монгольских и тюркских народов Бату остался в памяти под именем Саин-хан[7][8] («Добрый Хан»). При этом ни в одном источнике, созданном при жизни Батыя (в «Сокровенном сказании», у Рогерия, Бенедикта Поляка, Плано Карпини или де Рубрука) это имя ещё не встречается. Историки, которые были современниками Батыя (например, Джузджани или Джувейни) тоже не упоминают его как «Саин-хана»[9].

В связи с этим британский исследователь Дж. Э. Бойл высказал предположение, что загадочное имя «Саин-хан» могло быть посмертным титулом Батыя, поскольку средневековые монгольские правители избегали упоминать личные имена своих покойных предшественников[10]. Со временем этот посмертный титул Батыя, который, по мнению некоторых историков, отражал его нравственные качества, превратился в своеобразную альтернативу его имени и даже начал встречаться в официальных документах[9].