Башкиры-вотчинники


Башкиры-вотчинники (асаба-башкортлар, аҫаба) — термин, использовавшийся со второй половины XVI в. вплоть до XIX вв. в русских административно-управленческих учреждениях для обозначения населения северо-западной части Южного Приуралья[1], обладавшего наследственными правами на владение землёй[2]. В этническом плане группа башкир-вотчинников была многокомпонентной[1].

Вотчинное право башкир — это система общеобязательных правил землепользования и землевладения населения, относящегося к сословию башкир,[3][4][1], восходящая к нормам обычного права. Вотчинное право на землю было общей привилегией ясачного населения и данное население составляло отдельное сословие Российского государства, и башкиры представляли сословную группу в рамках этого сословия. А отношение населения к вотчинникам, определяло государство[5].

Обладателей вотчинного права именовали вотчинниками. Башкиры-вотчинники (или башкиры-асаба) имели исторически сложившиеся права владения, распоряжения и пользования своими землями. Вотчинное право башкир регулировало земельные отношения внутри башкирского общества, между башкирами-вотчинниками и государством, между башкирами-вотчинниками и различными категориями пришлого населения края (припущенниками). Башкирская община являлась коллективным собственником земли, при этом каждый общинник формально имел равные права на пользование общинной (вотчинной, волостной) землей. Условиями вотчинного права являлись ясак, уплату которого башкиры считали гарантией своих прав на землю, и военная служба[6].

По мнению башкирского исследователя Мурзабулатова М.В., кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю[7][8]. Однако, по мнению российских историков, в этническом плане в формировании башкир-вотчинников приняли участие различные этнические группы, проживавшие в Приуралье, в том числе иштяки, ногаи, татары, финно-угры[1][9] и калмыки.[10]. После падения Казанского ханства, в звание «башкиры» стремилось записываться и пришлое население, которые ранее проживали на правах «припущенников» (тептярей)[1], к этому способствовал высокий социальный статус[1] башкир-вотчинников.[3] А уже XVII–XVIII веках численность башкир-вотчинников возросла за счет вхождения в нее выходцев из Среднего Поволжья (главным образом ясачных татар, а также мордвы, чувашей, марийцев и удмуртов).[1] В результате этническое содержание термина «башкиры» в северо-западной части Южного Приуралья постепенно замещается сословным.[1]

Русская администрация распространяла этноним «башкир» на всех вотчинников, вне зависимости от их происхождения,[9][3] а сам термин все больше замещался сословным его значением[9] И к 1655 году, после административных реформ в Уфимской губернии, этнический смысл слова «башкир» в западном Приуралье был утерян.[9]. Таким образом, сословная общность башкир этнически была многокомпонентной, к ней относились не только башкиры, в современном его понимании, но и татары, ногайцы, финно-угорские народы Поволжья[9][1].