Беза, Теодор


Теодор Беза (фр. Théodore de Bèze) (24 июня 1519, Везле, Бургундия — 13 октября 1605, Женева, Швейцария) — швейцарский реформатор, сподвижник и преемник Жана Кальвина.

Теодор Беза происходит из старинного бургундского дворянского рода, был отдан по желанию дяди, аббата цистерцианского монастыря, на воспитание к немецкому гуманисту Мельхиору Вольмару, который не только сообщил ему сведения в латинской и греческой литературе, но и воспитал его в духе реформаторских идей. Вольмар должен был вследствие своих новаторских стремлений оставить в 1534 году Францию, и Беза поступил в 1535 году в орлеанский университет для изучения права. В 1539 г. он переселился в Париж, чтобы стать юристом. Обладая большими средствами и приобретя известность как гуманист и поэт изданием своих «Juvenilia», Беза видел перед собой блестящую карьеру, но после тяжкой болезни решился оставить все и посвятить себя служению Реформатской церкви.

В 1548 году Беза принял кафедру греческого языка в университете в Лозанне и во время десятилетнего пребывания в этой должности написал известный памфлет «Possavantius» на судью еретиков Петра Лизета, много драматических обработок ветхозаветных рассказов, из которых замечательнейшая — «Жертвоприношение Авраама», и, главное, перевел на французский язык псалмы для французского протестантского богослужения. Вместе с тем Беза постоянно в церковных спорах защищал кальвинистское учение о предопределении против Бользека. В 1557 г. женевцы послали его вместе с Фарелем склонить большие швейцарские кантоны и протестантских немецких государей заступиться перед Францией за преследуемых вальденсов в Пьемонте и гугенотов в Париже. Этой поездкой Беза воспользовался для образования в Германии евангелического реформатского союза. В 1559 году Беза принял в Женеве место проповедника и профессора богословия и оставил этот город только на двадцать два месяца, когда казалось, что во Франции победа остается за протестантами. Там Беза объяснял королю Антуану Наваррскому основы протестантского вероучения, принимал участие во многих религиозных диспутах и своими окружными посланиями старался возбудить сочувствие к гугенотам.