Грамотность


Гра́мотность (от лат. grammatica «учение о словесности» ← др.-греч. γραμματική «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке (или на лингва-франка, крупном языке общения, который ходит в его местности). Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения — доля грамотных в возрасте 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение (обычно в процентах) между числом грамотных и численностью всего населения. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.

Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться знаниями, созданными человечеством.

Степенью распространения грамотности народа той или иной страны характеризуется его участие в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и неграмотные народы участвовали и участвуют, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества (в частности, невербальных, художественных и т. д.).

В современном обществе, где читают и пишут практически все, под «грамотностью» часто понимают способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, без крупных ошибок[1][2]. А «неграмотный» — тот, кто пишет с ошибками.

Данный раздел представляет собой частичное изложение статей «Грамотность»[3] и «Начальное народное образование»[4] Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

История грамотности начинается с истории азбуки. При господстве идеографического письма, когда письмо сводилось к рисункам, как, например, у эскимосов и американских индейцев, «грамотность», если можно назвать этим словом понимание живописи, была доступна всем, — никакой условности в письменах не было. История грамотности начинается с того момента, когда письмена приобретают условный характер и для понимания их делается необходимым изучение. История прежде всего показывает медленный, но постоянный ход секуляризации и демократизации грамотности: из достояния немногих, главным образом духовных лиц, она делается достоянием широких масс.


Грамотность крестьян Камышинского уезда по категориям
Разряды:На сто душ приходится грамотных и учащихся
мужчиныженщиняоба пола
Поселяне собственники (немцы, бывшие колонисты)71,371,771,5
Удельные крестьяне21,32,1611,5
Государственные21,31,4411,3
Бывшие помещичьи16,60,798,6

(Сборник статистических сведений по Камышинскому уезду Саратовской губернии)

Грамотность крестьян разных уездов Саратовской, Таврической, Самарской и Воронежской губерний[7]
Саратовская губернияМелитопольский уездСтавропольский уездОстрогожский уезд
Государственные8,212,25,79,0
Бывшие помещичьи7,05,73,27,3

(Н.Бычков, «Юридический Вестние», 1890, № 7-8)

Грамотность крестьян Камышинского уезда по категориям
Разряды:На сто душ приходится грамотных и учащихся
мужчиныженщиняоба пола
Поселяне собственники (немцы, бывшие колонисты)71,371,771,5
Удельные крестьяне21,32,1611,5
Государственные21,31,4411,3
Бывшие помещичьи16,60,798,6

(Сборник статистических сведений по Камышинскому уезду Саратовской губернии)

Грамотность крестьян разных уездов Саратовской, Таврической, Самарской и Воронежской губерний[7]
Саратовская губернияМелитопольский уездСтавропольский уездОстрогожский уезд
Государственные8,212,25,79,0
Бывшие помещичьи7,05,73,27,3

(Н.Бычков, «Юридический Вестние», 1890, № 7-8)