Гра́мотность (от лат. grammatica «учение о словесности» ← др.-греч. γραμματική «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке (или на лингва-франка, крупном языке общения, который ходит в его местности). Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения — доля грамотных в возрасте 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение (обычно в процентах) между числом грамотных и численностью всего населения. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.
Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться знаниями, созданными человечеством.
Степенью распространения грамотности народа той или иной страны характеризуется его участие в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и неграмотные народы участвовали и участвуют, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества (в частности, невербальных, художественных и т. д.).
В современном обществе, где читают и пишут практически все, под «грамотностью» часто понимают способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, без крупных ошибок[1][2]. А «неграмотный» — тот, кто пишет с ошибками.
Данный раздел представляет собой частичное изложение статей «Грамотность»[3] и «Начальное народное образование»[4] Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
История грамотности начинается с истории азбуки. При господстве идеографического письма, когда письмо сводилось к рисункам, как, например, у эскимосов и американских индейцев, «грамотность», если можно назвать этим словом понимание живописи, была доступна всем, — никакой условности в письменах не было. История грамотности начинается с того момента, когда письмена приобретают условный характер и для понимания их делается необходимым изучение. История прежде всего показывает медленный, но постоянный ход секуляризации и демократизации грамотности: из достояния немногих, главным образом духовных лиц, она делается достоянием широких масс.
Разряды: | На сто душ приходится грамотных и учащихся | ||
мужчины | женщиня | оба пола | |
Поселяне собственники (немцы, бывшие колонисты) | 71,3 | 71,7 | 71,5 |
Удельные крестьяне | 21,3 | 2,16 | 11,5 |
Государственные | 21,3 | 1,44 | 11,3 |
Бывшие помещичьи | 16,6 | 0,79 | 8,6 |
Саратовская губерния | Мелитопольский уезд | Ставропольский уезд | Острогожский уезд | |
Государственные | 8,2 | 12,2 | 5,7 | 9,0 |
Бывшие помещичьи | 7,0 | 5,7 | 3,2 | 7,3 |
Разряды: | На сто душ приходится грамотных и учащихся | ||
мужчины | женщиня | оба пола | |
Поселяне собственники (немцы, бывшие колонисты) | 71,3 | 71,7 | 71,5 |
Удельные крестьяне | 21,3 | 2,16 | 11,5 |
Государственные | 21,3 | 1,44 | 11,3 |
Бывшие помещичьи | 16,6 | 0,79 | 8,6 |
Саратовская губерния | Мелитопольский уезд | Ставропольский уезд | Острогожский уезд | |
Государственные | 8,2 | 12,2 | 5,7 | 9,0 |
Бывшие помещичьи | 7,0 | 5,7 | 3,2 | 7,3 |