Белая грива: Дикая лошадь


«Белая грива: Дикая лошадь» (фр. Crin blanc: Le cheval sauvage) — французский короткометражный чёрно-белый фильм 1953 года о дружбе мальчика и дикого коня, снятый Альбером Ламорисом по собственному сценарию. В фильме почти нет диалогов, присутствует музыкальное сопровождение и закадровый текст.

В болотистых низинах Камарг в средиземноморской дельте Роны пасётся табун диких лошадей, их вожак — красивый белогривый жеребец, которого так и называют Белая Грива (фр. Crin Blanc).

Группа скотоводов пытается захватить роскошного жеребца и поместить его в загон, однако он убегает. За этим наблюдает мальчик по имени Фолько, которых живёт с младшим братом и дедушкой, помогая ему в ловле рыбы — их единственном заработке — однако мечтает только о лошадях. Фолько мечтает когда-нибудь сделать то, что не удалось взрослым и обуздать Белогривого. Когда скотоводы в очередной раз терпят неудачу с жеребцом, Фолько спрашивает их, может ли он взять себе Белогривого, и те «разрешают» мальчику, при условии, что он поймает коня, однако смеются, что раньше рыба вырастит крылья, чем он этого достигнет.

Позже Фолко находит Белогривого в болотах и заарканивает его. Не желающий терять свободу конь тащит мальчика за аркан по воде, так что тот чуть не захлёбывается, но не отпускает руку. Устав или смягчив свой нрав, жеребец подходит к нему, и двое становятся друзьями. Позднее, случайно или намеренно, Белогривый проигрывает схватку в табуне с претендентом на главенство и присоединяется к мальчику насовсем.

Однако, как выясняется, скотоводы не теряют надежды приручить камаргу и предпринимают новую попытку, запалив их пастбища. Впервые сев на Белогривого, Фолько устремляется на нём без седла через болота и дюны к морю. Скотоводы бросаются в погоню и окружают их, но друзья отказываются быть пойманным — Белогривый с Фолько на спине мчится прямо в морские волны. Фильм заканчивается голосом от автора, говорящим, что Белогривый взял Фолько на остров, где лошади и дети могут оставаться друзьями навсегда.

Многие критики увидели в «Белой гриве» и её создателе продолжение поэтической и документальной традиции Роберта Флаэрти, в частности, его фильма «Нанук с Севера»: «Флаэрти, полюбил бы этот фильм („Белую гриву“). И мы, наверно, полюбим его, тем более теперь, когда Флаэрти нам уже не хватает, чтобы восторгаться поэзией природы»[3].