Беллини, Джентиле


Джентиле Беллини (итал. Gentile Bellini; около 1429, Венеция — 23 февраля 1507, Венеция) — итальянский живописец и скульптор-медальер периода кватроченто эпохи итальянского Возрождения. Представитель венецианской школы. Сын и ученик Якопо Беллини, старший брат Джованни Беллини, зять Андреа Мантеньи[3]. Руководил семейной мастерской, но со временем его затмил своей славой младший брат Джованни[4].

Беллини Джентиле родился около 1429 года в Венеции и был крещён Джентиле в честь живописца Джентиле да Фабриано, учителя его отца Якопо. Его матерью была Анна Ринверси из области Марке; в 1429 году в ожидании рождения первого ребёнка она заранее составила завещание в его пользу. Не вполне ясно, кто из детей Беллини был старшим, возможно, первой родилась Никколозия, в 1453 году вышедшая замуж за художника Андреа Мантенью, затем Джентиле и некий Никколо. Некоторые предполагают, что Джованни, всегда указываемый в источниках как младший сын, был сводным братом Джентиле, о чём косвенно свидетельствует его отказ участвовать в завещании Анны Ринверси от ноября 1471 года, когда она, уже будучи вдовой Якопо, организовала передачу его наследства Никколо, Джентиле и Никколозии.

Сведений о юности и ранних этапах творчества художника не сохранилось. В 1460 году вместе с отцом и братом Джентиле писал запрестольный образ в Базилике Святого Антония в Падуе. В 1466 году закончил роспись Скуолы Гранде-ди-Сан-Марко в Венеции, начатую, но не завершённую отцом. Его первая самостоятельная работа — роспись створок органа собора Сан-Марко — датирована 1465 годом. Эти картины существуют до настоящего времени, хотя и в почерневшем состоянии. Они представляют четырёх святых, колоссальных размеров и оформлены с той же суровой строгостью, которая характеризовала падуанскую школу Франческо Скварчоне.

В 1469 году император Фридрих III даровал художнику титул графа-палатина, возможно, после создания его портрета и по случаю его отъезда из Венеции. В 1471 году Джентиле вместе с братом Джованни открыл в Венеции живописную мастерскую. В 1474 году Джентиле Беллини был назначен официальным портретистом дожей, в этой должности он выполнил многочисленные профильные портреты дожей, предназначенные для Зала Совета в Палаццо Дукале (Дворце дожей). Портреты, как и большие монументальные картины дворца, были, однако, уничтожены пожаром 20 декабря 1577 года[5].