Беллотто, Бернардо


Берна́рдо Франче́ско Па́оло Эрне́сто Белло́тто (итал. Bernardo Francesco Paolo Ernesto Bellotto, Bellotti, Belotti; 30 января 1721, Венеция — 17 ноября 1780, Варшава) — итальянский художник, живописец, рисовальщик и гравёр, мастер офорта, представитель школы венецианской ведуты — жанра изображения городского пейзажа. Племянник и последователь Каналетто. Наиболее известные произведения Бернардо Беллотто — виды европейских городов, прежде всего Дрездена, Вены, Мюнхена и Варшавы. Работая в этих городах, за сходство своих картин с произведениями своего знаменитого дяди он получил такое же прозвание: Каналетто[1]. Поэтому часто художника именуют «Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто» (нем. Bernardo Bellotto genannt Canaletto)[2].

Бернардо Беллотто родился 30 января 1721 года (по иным данным: 1720 года) в Венеции в семье Лоренцо Антонио Беллотто и Фиоренцы Каналь, сестры художника Каналетто; его младший брат Пьетро Беллотто, или Беллоти, (1725 — ок. 1805) тоже был художником. Бернардо смолоду любил рисовать. Около 1735 года поступил в мастерскую своего дяди Антонио Каналя в Венеции в качестве ученика и помощника, а затем сотрудника, и оставался там до начала 1740-х годов (в некоторых источниках: с 1738 по 1743 год). В 1742 году он отправился в Рим; его короткие пребывания во Флоренции и Лукке, задокументированные живописными видами, скорее всего, связаны с этой поездкой. Ещё до 1740 года Беллотто стал работать самостоятельно, сначала в лавке своего дяди, с «видами, снятыми с мест». Первые офорты относятся к тому же периоду: восемь «архитектурных каприччи», вдохновленных «венецианскими, падуанскими и римскими мотивами, в которых здания и руины появляются на дальнем плане, окружённые меланхолической атмосферой: они связаны с рисунками и офортами Каналетто с похожими сюжетами»[3].

В 1741 году Бернардо Беллотто женился. С 1743 года путешествовал по северной Италии, по-видимому, останавливаясь в Венеции лишь периодически. В 1744 году мы находим его в Ломбардии, где он работал на графа Антонио Симонетту, а в 1745 году в Турине при дворе короля Сардинии и герцога Савойского Карла Эммануила III. В те годы он несколько раз был в Вероне. В 1742 году совершил поездку в Рим. Пейзажи, выполненные в этот период, коллекционеры и любители часто принимали за произведения более известного Каналетто или наоборот: невысокое качество его ранних картин посчитали признаком работы других учеников мастерской Каналетто Старшего[3].