Белолипецкий, Алексей Яковлевич


Алексей Яковлевич Белоли́пецкий (укр. Олексій Якович Білоли́пецький; 15 марта 1918, Сукмановка, Жердевский район — 2 июня 1993, Киев) — советский авиаконструктор, заместитель генерального авиаконструктора ГСОКБ-473, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Окончил школу в родном Маслянине в 1936. Работал на авиазаводе имени В. П. Чкалова в Новосибирске с 1946 до 1952.

Принимал участие в разработке самолёта Ан-2, за что был удостоен Сталинской премии 2-й степени (1952).

В августе 1952 года по предложению О. К. Антонова переехал в Киев и назначен ведущим инженером авиационного завода №473 (с 1967 года Киевский - авиационный завод, с 1974 года Киевское авиационное производственное объединение, с 1985 года - имени О.К. Антонова, с 1992 года государственное предприятие «Киевский авиационный завод», с 1995 года завод «Авиант», - ныне B составе авиационного научно- технического комплекса имени О. К. Антонова), где занимался доводкой серийных самолётов и перспективными разработками.

С начала 1953 года ведущий конструктор по самолёту Ан-8. С сентября 1954 года заместитель главного конструктора по конструкции. Ha данной должности руководил работой конструкторского отдела при проектировании, испытаниях и внедрении в серийное производство самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12. Лауреат Ленинской премии за создание самолета Ан-12 (1962). Один из основных руководителей разработки, конструирования, испытаний и внедрения в серийное производство самолёта Ан-22 ("изделие 100"). С января 1965 года работал главным конструктором Киевского механического завода.

За выдающиеся заслуги в разработке и внедрении в серийное производство самолёта Ан-22 Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 3 апреля 1975 года Белолипецкому Алексею Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».