Белый монастырь


Белый монастырь (араб. الداير شرم الأبيض‎, копт. ⲡⲓⲙⲟⲛⲁⲥⲧⲏⲣⲓⲟⲛ ⲟⲩⲱⲃϣ) — монастырь Коптской православной церкви. Монастырь расположен на границе Ливийской пустыни, на левом берегу Нила в 6 км от города Сохаг, Египет. Посвящён святому Шенуте, являвшемуся его вторым или третьим настоятелем в конце IV века — середине V века. Знаменита библиотека этого монастыря, изучение рукописей из которой позволило открыть для европейской науки коптскую литературу. Название монастыря, полученное им в арабский период, связано с цветом его стен, в отличие от расположенного неподалёку Красного монастыря[англ.].

В настоящее время монастырь является популярным местом паломничества, особенно в день 7 эпифи[англ.] (14 июля), праздник святого Шенуте.

Наименование местности в которой расположен монастырь, Атрип, известно с дохристианских времён и встречается на демотических — древне-коптских этикетках мумий. Это название, в эллинизированной форме звучащее как Трифиу, происходит от древнеегипетского «дом [богини] Репит[исп.]». В начале IV века здесь начали селиться христианские отшельники. Согласно преданию, Белый монастырь был основан святым Пжолем, которому примерно в 385 году наследовал его знаменитый племянник апа Шенуте (ум. 465). Его непосредственным преемником и биографом был Беса, о жизни которого практически ничего не известно. Кроме них известно только о нескольких настоятелях в период до арабского завоевания Египта, среди которых Пётр в 567 году и проноит Курсий, сын Иосифа. В VII веке монастырь упоминается как носящий имя святого Шенуте вместе с другими монастырями Панополиса и Афродитополя. В пасхальном послании патриарха Александра II[англ.] (705—730) упоминается настоятель Геннадий, а в посвящённом Александру II разделе «Истории патриархов» говорится о святом архимандрите Белого монастыря Сете. «История» сообщает также о посещении монастыря арабским губернатором при патриархе Хаиле (744—767). Араб хотел въехать в храм монастыря на лошади в сопровождении наложницы. Настоятель, чьё имя не называется, протестовал против входа женщины в храм, но тот настаивал. Тогда лошади пали, а наложница умерла. Поражённый этим знамением, губернатор пожертвовал монастырю 400 динаров. Затем он захотел заполучить деревянный сундук из монастыря, однако его не удалось сдвинуть с места. Вторично потрясённый, губернатор пожертвовал ещё 300 динаров[1].