Пелед, Биньямин


Биньямин (Бени) Пелед (ивр. בנימין 'בני' פלד‎, фамилия при рождении Вайденфельд, ויידנפלד‎;1928, Тель-Авив — 13 июля 2002) — израильский военачальник, алуф (генерал-майор), восьмой командующий ВВС Израиля (с 1973 по 1977 год). После выхода в отставку руководитель компаний военно-промышленного комплекса Израиля «Эльбит» (1978—1985) и «Эльсинт».

Бени Вайденфельд родился в 1928 году в Тель-Авиве. В 1946 году окончил гимназию «Герцлия» и присоединился к отрядам охраны еврейских поселений в Верхней Галилее. Одновременно он начал учёбу на факультете машиностроения в хайфском Технионе, но в 1947 году ему пришлось прервать её в связи с началом арабо-израильской войны в Палестине[3].

В декабре 1947 года Бени пошёл добровольцем в «Шерут-авир» — структуру в составе вооружённых сил еврейского ишува, бывшую предшественницей ВВС Израиля. Хотя он рассчитывал стать лётчиком, на лётных курсах не оказалось места, и его направили на первый открывшийся курс авиамехаников. В начале 1948 года он был направлен обслуживать самолёты «Остер» на аэродром Сде-Дов, а позже был переведён на аэродром Экрон, где осуществлял техническое обслуживание транспортных самолётов[3].

В дальнейшем Пелед оказался одним из техников 1-й эскадрильи боевых самолётов ВВС Израиля и в 1949 году по рекомендации её командира Мордехая Алона был направлен на курс боевых лётчиков. Этот курс, однако, был распущен из-за нехватки самолётов и инструкторов, и Пелед вернулся к занятиям на лётных курсах только в декабре 1949 года. Этот курс он окончил с отличием. Получив направление в 1-ю боевую эскадрилью, он прошёл обучение на «Мустангах». Позже он получил назначение в качестве инструктора на самолёты «Спитфайр», а затем возглавил курс оперативного лётного мастерства[3].

В 1952 году Пеледа направили в Великобританию на годичные курсы переквалификации в пилоты реактивных самолётов, и по возвращении в Израиль в июле 1953 года он занял должность заместителя командира первой в стране эскадрильи реактивных «Метеоров». В 1954 году Пелед был отправлен во Францию, чтобы выбрать новые самолёты для ВВС Израиля. При его участии были выбраны Dassault Mystère IV, к концу 1955 года поступившие на вооружение в Израиле[3].

В ходе Синайской кампании «Мистэр» Бени Пеледа (к тому моменту в звании майора[4]) был 29 октября 1956 года подбит египетским зенитным огнём над Рас-Назрани. В результате ему пришлось катапультироваться, став первым из израильских пилотов, использовавших механизм кресла-катапульты. После приземления раненый пилот несколько часов скрывался на вражеской территории, в 240 км от линии фронта, пока для его эвакуации не был прислан израильский спасательный самолёт[3].