Бенуа, Николай Александрович


Николай Александрович Бенуа (19 апреля [2 мая] 1901, Ораниенбаум, Санкт-Петербургская губерния[2] — 30 марта 1988, Кодройпо, Фриули-Венеция-Джулия) — русский художник. Почётный член Академии художеств СССР (1988).

Родился 19 апреля (2 мая1901 года в Ораниенбауме в семье художника Александра Николаевича Бенуа и Анны Карловны Кинд. Был крещён 26 июля в петербургской римско-католической церкви Св. Екатерины тремя именами: Николай-Александр-Михаил[3].

Одновременно с обучением в гимназии К. И. Мая (1912—1919) занимался у своего отца и театрального художника Ореста Аллегри, а в 1916—1918 годах — в Новой художественной мастерской у Василия Шухаева и Александра Яковлева. В 1919—1924 годах учился в ПГСХУМ (Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, бывшая Императорская Академия художеств), в 1922 году преобразованные в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).

С 1919 года в Госактеатрах[прояснить] исполнял декорации по эскизам А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, В. А. Щуко. Дебютировал как сценограф в постановке пьесы «Пер Гюнт» Г. Ибсена в петроградском академическом драматическом театре. После эмиграции О. К. Аллегри в Италию в 1921 году Н. А. Бенуа стал главным художником Госактеатров. В 1923 году он дебютировал в Академическом театре оперы и балета с декорациями к балету К. Глазунова «Времена года»[en]. Участвовал в выставках «Мир искусства» 1922 и 1924 годов.

В июне 1924 года по приглашению Национальной оперы вместе со своей женой уехал в Париж. Сотрудничал в театре-кабаре Н. Ф. Балиева «Chauve-Souris». В Париже встретился с Александром Саниным, который получив в 1925 году приглашение для постановки «Хованщины» М. Мусоргского в театре Ла Скала, рекомендовал в качестве декоратора Николая Бенуа, который 22 декабря 1925 года переехал в Милан. В 1926 году в театре Ла Скала он исполнил эскизы декораций и костюмов к опере, которые очень понравились художественному директору театра А. Тосканини.