Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы


«Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы» (согласно подписи на картине — англ. Ben Jonson and William Shakespeare by Isaak Oliver, 1603, «Бен Джонсон и Уильям Шекспир работы Исаака Оливера, 1603») — картина, принадлежащая, предположительно, голландскому художнику Карелу ван Мандеру. Изображает шахматную партию двух английских драматургов — Бена Джонсона и Уильяма Шекспира.

Размеры картины 77 на 95 сантиметров[2]. Она впервые привлекла внимание публики в 1903 году, в то время находилась в плохом состоянии, была покрыта сажей, пылью, трещинами[2]. На тот момент она принадлежала Кэтрин де Хейман из Нью-Йорка (приобретена этим семейством именно в 1903 году, а ранее была собственностью полковника Миллера, который в свою очередь приобрёл её в 1878 году; предыдущие владельцы картины неизвестны[3]). Предположительно картина была завезена в Америку английскими колонистами, затем многократно меняла владельцев.

Неоднократно высказывались сомнения в её подлинности. Банкир и коллекционер произведений искусства Джон Пирпонт Морган незадолго до своей смерти заявил, что готов приобрести картину за миллион долларов, если будет доказана её подлинность[2], но скончался прежде, чем подлинность картины была доказана. Сын Кэтрин де Хейман в 1912 году привёз полотно в Европу для детального анализа специалистов. Искусствоведы изучали картину с 1912 по 1914 год. Было установлено, что картина подлинная и относится действительно к 1603 году. В ходе реставрации оказалась размытой надпись в верхней части картины. Сохранилась пометка на обороте картины: «Бен Джонсон и Вильям Шекспир, 1603». Полная надпись: «англ. Ben Jonson and William Shakespeare by Isaak Oliver, 1603»[3]. Однако авторство английского миниатюриста французского происхождения Исаака Оливера было отвергнуто искусствоведами. Автором картины признан Карел ван Мандер (наставник известного художника Франса Хальса и первый нидерландский искусствовед)[3].

Первая печатная публикация об этой картине появилась после возвращения её в США в 1915 году в газете «American Chess Bulletin», а 12 марта 1916 года большую статью о ней опубликовала газета The New York Times[4].

В XX веке картина ван Мандера продолжала оставаться в частной коллекции и редко выставлялась для обозрения. В 1955 году она выставлялась для широкой публики во время Шекспировского фестиваля в США[2].