Бердяуш


Бердя́уш — рабочий посёлок[2] в Саткинском районе Челябинской области России. Центр Бердяушского городского поселения.

Поселение основано в 1890 году в связи со строительством участка Уфа — Златоуст Самаро-Златоустовской железной дороги. Руководителем строительства этого участка был Николай Гарин-Михайловский.

Железная дорога всегда оказывала решающее влияние на жизнь посёлка. В Гражданскую войну станция Бердяуш имела существенное тактическое значение, поскольку находилась на стыке Самаро-Златоустовской и Западно-Уральской железных дорог. В мае 1918 года красноармейцы разместили здесь промежуточный штаб Златоуст-Челябинского фронта. В июне того же года станцию захватили белогвардейцы и удерживали в течение года, пока 12 июня 1919 года их не выбила кавалерийская бригада под командованием И. Д. Каширина

В годы Великой Отечественной войны железнодорожники Бердяуша трудились стахановскими темпами, ведь через станцию шли основные потоки грузов из Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и эшелоны с воинскими частями на запад.

После войны посёлок пережил бурное развитие: росло число улиц, увеличилась численность населения. К 1950 году она составила 10050 человек.

Первое здание вокзала было построено в 1905 году. В 1950 году появилось нынешнее здание, его характерная особенность: расположение между путями как на Николаевской магистрали, связавшей Санкт-Петербург и Москву. В целом за годы своего существования станция неоднократно реконструировалась. Сейчас станция Бердяуш — один из крупнейших узлов Южно-Уральской железной дороги.