Березиль


«Березиль» (укр. «Березіль») — украинский театр-студия, основанный 31 марта 1922 году в Киеве, с 1926 в Харькове (ныне Харьковский Украинский академический Драматический Театр имени Т. Г. Шевченко). Сейчас название «Березиль» носит малая сцена этого театра.

«Березиль» стал одним из первых украинских советских театров. Название театра происходит от украинского названия первого весеннего месяца — березень (март). Творческое объединение было основано на базе одной из групп коллектива «Молодого театра». Первое представление «Октябрь» (текст творческого постановочного коллектива) состоялось 7 ноября 1922 года. Работал как государственный театр с 1922 до 1926 в Киеве, а с 1926 — в Харькове (тогдашней столице советской Украины). Период жизни и становления театра в Киеве считают его «политическим» периодом, а харьковский период — философским.

В состав труппы вошли: художественный руководитель и главный режиссёр — А. С. Курбас, режиссёры Б. Ф. Тягно, Я. Д. Бортник, Ф. Л. Лопатинский, В. М. Скляренко, Б. А. Балабан, Л. Ф. Дубовик, П. М. Кудрицкий, главный художник В. Г. Меллер, актёры А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, А. И. Сердюк, М. М. Крушельницкий, Д. И. Антонович, И. А. Марьяненко, Л. М. Гаккебуш, Х. П. Нещадименко, В. Н. Чистякова, Ф. И. Радчук, В. С. Василько, М. Ф. Кононенко, А. И. Бабиивна, И. И. Гирняк, О. О. Добровольская, Н. К. Титаренко, О. А. Даценко, А. М. Смерека, И. И. Стешенко, С. В. Шагайда, Д. Е. Милютенко, Е. В. Бондаренко, Р. Г. Ивицкий, С. Г. Карпенко, С. В. Коваль, П. Н. Самийленко, В. Е. Бжеская, Е. А. Петрова, П. Е. Масоха, Н. Ващенко и другие.

Во время своего расцвета театр «Березиль» насчитывал 6 актёрских студий (три в Киеве и по одной в Белой Церкви, Умани и Одессе), около 400 актёров и сотрудников, режиссёрскую лабораторию (режлаб), музей театра (ныне Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины в Киеве) и десять комитетов, в том числе и так называемый «психологически-технический» комитет, который применял методы прикладной психологии для разработки новых методов обучения актёров и режиссёров.

Каждая мастерская, помимо постоянного репертуара, имела своё особое задание и занималась поисковой работой в различных областях театрального искусства. В театре действовал мюзик-холл (спектакли «Шпана», «Алло, на волне 477!», «Четыре Чемберлена»), агитпроп. Было подготовлено серию «костюмированные истории» (спектакли «Жакерия», «Савва Чалый», «Король забавляется», «Заговор Фиеско»). Театр также издавал журнал «Баррикады театра». «Березиль» был смелым и крепким экспериментальным коллективом, в котором зажигались молодые таланты.