Беркли, Басби


Ба́сби Бе́ркли, настоящие имя и фамилия Уи́льям Бе́ркли И́нос[4][5] (англ. Busby Berkeley William Enos, 29 ноября 1895 — 14 марта 1976) — американский кинорежиссёр и хореограф. Известен постановкой масштабных костюмированных танцевальных номеров с большим количеством участников и неожиданными перестроениями их по принципу калейдоскопа.

Родился в семье актрисы Гертруды Беркли. После того, как друзья семьи Ами Басби и Уильям Жиллетт (также актёры) согласились быть крёстными родителями мальчика, его полным именем стало Басби Беркли Уильям Энос. Гертруда Беркли активно работала как актриса немого кино и уже в возрасте пяти лет маленький Басби принял участие в съёмках нескольких сцен одного из фильмов. В 12 лет отдан в колледж, ориентированный на подготовку будущих офицеров. Закончил его в 1914 году в чине лейтенанта. С началом Первой мировой войны Беркли был призван в артиллерию, однако служил в подразделении, организующем парады и армейские торжественные мероприятия[6]. Демобилизовавшись, в конце 1910-х — начале 1920-х годов он работает хореографом в театрах Бродвея и принимает участие в создании такого известного мюзикла, как «Коннектикутский янки» (англ. «A Connecticut Yankee», 1927 год) созданного по роману Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и выдержавшего более 400 представлений[7]. Уже в это время начал складываться стиль Беркли, как постановщика эффектных грандиозных танцевальных номеров со сложными, геометрически точными перестроениями кордебалета.

Великая депрессия в США значительно повысила спрос на доступные развлечение, в том числе лёгкий развлекательный кинематограф. В 1933 году Басби Беркли участвовал в качестве постановщика танцев в нашумевшем фильме-мюзикле «42-я улица» (англ. «42nd Street»), который позже был включён в Национальный реестр фильмов США. В этом же году он как хореограф ставит ещё четыре мюзикла для Warner Bros. Убедившись во всё возрастающем мастерстве Беркли, компания приглашает его уже в качестве режиссёра для съёмок фильмов «Дамы» (англ. «Dames»), «Золотоискатели-1935» (англ. «Gold Diggers of 1935»), «Отель Голливуд» (англ. «Hollywood Hotel»). Энергичные танцы в постановке Беркли, заряженные откровенной сексуальностью, пользуются чрезвычайным успехом у зрителей, но вызывают критику со стороны эстетов. Им приписывают излишний коллективизм (в отличие от довлеющего ранее в Америке индивидуализма) в угоду Новому курсу Рузвельта. Басби со смехом отвергал любое отношение своих номеров к политике.