Берлявски-Невельсон, Луиза


Луи́за Берля́вски-Не́вельсон (Louise Berliawsky Nevelson, урожд. Лея Исааковна Берлявская; 1899, Переяслав — 1988, Нью-Йорк) — американский скульптор-модернист.

Лея Берлявская родилась в Переяславе в семье Исаака (англ. Isaac Berliawsky)[10] и Минны (англ.  Ann Berliawsky)[11] Берлявских. В 1902 году её отец уехал в США и в 1905 году перевёз семью, они поселились в городке Рокленд штата Мэн. Училась в Нью-Йорке, одна из учеников художника Диего Риверы. В 1920 году Лея Берлявская вышла замуж за предпринимателя Чарльза Невельсона. С 1957 года занималась скульптурой, с 1966 года — создаёт первые композиции из стали. С 1979 года — член Американской академии искусств и науки.

Именем Луизы Невельсон названа площадь в Нью-Йорке, на Манхеттене — Площадь Луизы Невельсон (англ. Louise Nevelson Plaza). Она обожала этот город, который рисовался ей гигантской скульптурой, и сумела сделать свою любовь взаимной. Одна из площадей Даунтауна, которую Невельсон оформила своими работами, была названа в её честь — первый случай, когда в нью-йоркской топонимике появилось имя художника.

Нью-Йорк был для Невельсон источником постоянного вдохновения, а порой и объектом портретирования. Как она признавалась: «Если ехать по Вест-Сайд-хайвею в утренние часы или в часы заката, когда в солнечных лучах четко вырисовываются силуэты зданий, то можно увидеть, что многие мои работы являются прямым отражением городского ландшафта».

Пятидесятилетие своей творческой деятельности в Нью-Йорке Луиза Невельсон отметила, подарив городу монументальную группу «Ночное присутствие IV», которая установлена на углу Пятой авеню и 92-й улицы. Её скульптурными композициями оформлен интерьер лютеранского собора Св. Петра на Лексингтон-авеню в Среднем Манхэттене, а во Всемирном торговом центре размещался огромный деревянный барельеф «Небесные врата», напоминавший летящий чёрный корабль (работа погибла вместе со зданием при террористической атаке 11 сентября 2001 года). Работы Луизы Невельсон представлены в собраниях трёх нью-йоркских музеев: MoMA, Музея Гуггенхайма и Музея американского искусства Уитни.

Человек удивительной судьбы, она принадлежала к тем, кого называют self-made man и не только достигла успеха в традиционно мужской профессии, но и стала подлинным новатором, «одним из тех художников, которые изменили наше видение мира», как писал о ней критик «Нью-Йорк таймс» Хилтон Крамер.