Bertelsmann


Bertelsmann. «Бертельсма́н»[2] (нем. ) — международный медиаконцерн, включающий телерадиокомпанию RTL Group, издательство Penguin Random House, музыкальную компанию BMG, сервисную компанию Arvato, издательство Bertelsmann Printing Group, образовательную компанию Bertelsmann Education Group и инвестиционную группу Bertelsmann Investments. Штаб-квартира расположена в Гютерсло (Германия). Работает в 50 странах, ключевыми регионами являются Западная Европа и США.

Выпускает художественную, научную, энциклопедическую (в том числе «Лексикотека» в 26 тт., с 1972 года), справочную, учебную и другую литературу, компакт-диски. Распространяет продукцию главным образом через сеть книжных и музыкальных клубов.

Компания основана Карлом Бертельсманом в Гютерсло в 1835 году как небольшое издательство церковных гимнов. В 1850 году руководство перешло к сыну Карла Хайнриху, а в 1887 году — к Йоханнесу Мону, мужу единственной внучки основателя. С тех пор компания контролировалась семьёй Мон[3].

В 1947 году компанию возглавил Рейнхард Мон. Его инновацией было создание книжного клуба, любой желающий мог сделав небольшой взнос стать членом клуба и ежегодно получать несколько книг. Такая модель продаж оказалась очень успешной, оборот Bertelsmann быстро рос: с 7 млн марок в 1951 году до 30 млн в 1953 году, 100 млн в 1957 году, 1 млрд марок в 1973 году. Bertelsmann стала крупнейшим издательством ФРГ и начала поглощать менее успешных конкурентов, а также расширять интересы в звукозапись, журналы и телевидение. В 1950—1980 годах поглотила свыше 100 полиграфических и других фирм страны и зарубежья, наиболее успешным приобретением было гамбургское издательство Gruner + Jahr[3].

К 1994 году Bertelsmann объединяла около 300 компаний, большинство из них имели значительную степень автономности. В начале 1980-х годов компания стала публичной, в 1981 году её управляющим стал Марк Весснер, первый не член семьи, однако Рейнхард Мон оставался председателем наблюдательного совета. В середине 1980-х годов Bertelsmann A.G. стала крупнейшим медиа-холдингом в мире благодаря нескольким приобретениям в США (издательство Doubleday-Dell, подразделение звукозаписи компании RCA, переименованное в BMG). После покупки в 1998 году издательства Random House треть выручки Bertelsmann приходилась на США. В середине 1990-х годов в Европе было создано совместное предприятие с компанией AOL; хотя оно было упразднено в 2000 году, оно успело принести Bertelsmann 7 млрд долларов прибыли. Самым проблемным в начале 2000-х годов было музыкальное подразделение BMG, его прибыли резко упали с появлением сайтов по обмену музыкальными файлами, такими как Napster. В 2001 году доля в европейской телевизионной группе RTL Group была доведена до контрольного пакета[3].