Бескидский тоннель


Карпаты, 48°45′39″ с. ш. 23°19′27″ в. д.HGЯO (восточный портал),

Бескидский тоннель (укр. Бескидський тунель) — железнодорожный тоннель Украины, второй по длине (после Лутугинского). Является частью Львовской железной дороги.

Исторический тоннель в однопутном варианте был построен в 1886 году в период Австро-Венгрии. В 2007 году, в связи с аварийным состоянием тоннеля, было принято решение построить новый, двухпутный, который заложили в 22 метрах южнее старого и параллельно ему.

Официальное открытие нового тоннеля состоялось 24 мая 2018 года при участии президента Украины Петра Порошенко[1]; движение поездов по нему началось с 25 мая. Для Украины новый Бескидский тоннель имеет стратегическое значение, поскольку по этому маршруту перевозятся грузы по направлению к западной границе страны, а также более 60 % транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы.

Бескидский железнодорожный тоннель находится между станцией Бескид (Львовская область, Прикарпатье) и станцией Скотарское (Закарпатская область). Его пробили под Верховинским Вододельным хребтом — главным водоразделом Украинских Карпат. Он проложен в толще меловых и третичных песчаников и сланцев[2]. Бескидский тоннель входит в 5-й панъевропейский транспортный коридор (Италия — Словения — Венгрия — Словакия — Украина — Россия)[3].

До реконструкции исторический Бескидский железнодорожный тоннель был однопутным. Его длина составляла 1750 метров, а продольный профиль тоннеля был двускатным, с переломом посередине. Электрифицирован постоянным током. До 2018 года исторический Бескидский тоннель был единственным однопутным участком на двухпутной линии Львов — Стрый — Мукачево — Батьево — Чоп.