Бе-12


Самолёт Бе-12 создавался в период 1956 — 1965 гг. в опытном конструкторском бюро под руководством Г. М. Бериева, официальное название предприятия: ГС ОЗ № 49, открытое наименование – «п/я 31»[2].

До 1955 года авиация ВМФ СССР не имела в своём составе узкоспециализированного противолодочного самолёта.

Несмотря на опыт ВМВ, где ПЛ активно и успешно применялись всеми противоборствующими сторонами, в СССР поиском ПЛ занимались патрульные самолёты МА типа МБР-2, «Каталина», а после войны эту функцию возложили на летающие лодки Бе-6 и на зарождающуюся вертолётную авиацию. При этом практически никакого специального оборудования для поиска ПЛ создано не было, а в качестве вооружения использовались глубинные бомбы ПЛАБ-100, принятые на вооружение ещё в 1940 году (Постановление Комитета обороны при СНК СССР «О принятии на вооружение ВВС Военно-Морского Флота противолодочных авиационных бомб „ПЛАБ-100“» от 18 июля 1940 года[3]).

Интенсивное развитие подводных сил в США и начало серийного строительства ПЛ с атомными энергетическими установками, создание новых самонаводящихся торпед и ракетно-ядерного оружия значительно повысило боевые возможности подводных сил вероятного противника СССР. Возникла серьёзнейшая проблема, требовавшая скорейшего государственного решения.

Лодку предполагалась обнаруживать по следующим демаскирующим признакам: по магнитному полю, по тепловому следу и по шумам, издаваемыми механизмами лодки.

Первый в СССР специальный магнитометр начал разрабатываться в 1949 в году в ОКБ-857 Минавиапрома и получил индекс МОП-51 «Чита». Его развитием стал магнитометр АПМ-56.