Библиография Уильяма Берроуза


Уи́льям Сью́ард Бе́рроуз (англ. William Seward Burroughs; 5 февраля 1914, Сент-Луис, США — 2 августа 1997, Лоуренс, США) — американский эссеист, новеллист и романист, один из ключевых представителей бит-поколения, называемый его «крёстным отцом»[1]. Помимо этого, Берроуз является одним из разработчиков авангардного метода письма — подвида метода нарезок, называемого «fold-in»[2].

Перу Берроуза принадлежат девятнадцать романов и более десяти сборников короткой прозы. Все его основные труды переведены на русский язык. Берроуз начал писать, познакомившись с Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом. С первым в соавторстве он напишет книгу «И бегемоты сварились в своих бассейнах», которая будет посвящена реально произошедшему убийству их близкого друга — Дэвида Каммерера (англ. David Kammerer)[3]; книга была выпущена только в 2008 году из-за судебного запрета на публикацию, связанную с одним из главных героев романа — Люсьеном Карром, убийцей Каммерера, добившегося постановления суда о запрете на выпуск книги до его смерти[3]. Далее последуют два автобиографических романа — «Джанки» и «Пидор», которые будут опубликованы под псевдонимом «Уильям Ли»[4][5]. Книгой, которая станет ключевой в творчестве Берроуза, станет выпущенный в 1959 году «Голый завтрак», который окончательно установит место писателя среди наиболее радикальных и скандальных авторов своего времени, попутно утвердив титул «крёстного отца» бит-поколения[1].

Представленная в статье информация основана на наиболее полной библиографии Уильяма Берроуза, «Collecting William S. Burroughs in print» за авторством Эрика Шоуфа (англ. Eric Shoaf), выпущенной в 2000 году[6][7].

Первые книги Берроуза, написанные до 1959 года, представляют собой документальную прозу — три романа предстают в виде автобиографии писателя и созданы в традиционной повествовательной форме, ещё до появления фирменного нелинейно-нарративного  (англ.) стиля письма, который станет основой творчества автора позднее[8]. Только несколько лет спустя, переехав в 1959 году в Марокко, в Международную зону Танжер (которую мечтал посетить после прочтения нескольких книг Пола Боулза[9][10]), Берроуз вплотную начинает заниматься переработкой своего литературного материала в соответствии с принципами, выработанными совместно с Брайоном Гайсином — техникой «fold-in» по методу нарезок. Итогом его работы станет роман «Голый завтрак», который впоследствии назовут одним из самых важных произведений американской литературы XX века[11]. Следующей примечательной вехой в творчестве писателя станет «Трилогия Нова» (её составят романы, написанные в период с 1961 по 1964), которой суждено предстать апофеозом лингвистических экспериментов писателя[2][12].