Библиотека Кесарии


Библиотека Кесарии Палестинской, существовавшая с III по VII век, была одной из крупнейших библиотек древности. Была основана христианским философом Оригеном для ведения богословских исследований и преподавательской работы. Вероятно, была утрачена в ходе арабских завоеваний. Библиотека известна только по косвенным сведениям и упоминаниям в произведениях христианских историков.

Кесария Палестинская была основана Иродом Великим в конце I века до н. э. и быстро приобрела значение одного из главных центров Римской империи на Ближнем Востоке. В середине I века число жителей достигло примерно 45 000, при Веспасиане город получил статус римской колонии, а при Александре Севере стал метрополией[1]. Возможно, уже при Ироде в городе была публичная библиотека.

Первым косвенным упоминанием о церковном архиве в Палестине считается сообщение Евсевия Кесарийского в связи со спорами о дате Пасхи около 190 года — по этому поводу были проведены исследования церковного предания и затем были разосланы письма, которые Евсевий мог впоследствии использовать при написании своей Церковной истории[2][3]. Возникновение библиотеки относят примерно к 230 году, когда в Кесарию переселился из Александрии Ориген (ок. 185—253). С 203 года он занимался преподавательской деятельностью. После путешествия в Рим около 215 года он начал собирать «древние книги», в том числе древние еврейские рукописи Библии. Вероятно, эту библиотеку он перевёз в Кесарию и использовал для преподавания «более совершенным слушателям»[4]. Сохранился рассказ одного из учеников этой школы, Григория Чудотворца о том, что именно преподавал своим ученикам Ориген. Помимо христианского богословия, изучалась философия и поэзия, за исключением произведений «атеистов». Для своих учеников Ориген отбирал труды разных философских школ, чтобы дать ученикам представление о разных мнениях. Состав библиотеки Оригена предположительно восстанавливается по идентифицированным заимствованиям в трудах Евсевия Кесарийского и включает труды Александра Полигистора, Аристобула, Херемона Александрийского, Хрисиппа, Ираклеона, Гермы, Игнатия Антиохийского, Мелитона Сардийского и многих других[5].