Биржевой товар


Биржевой товар (иногда коммодити или коммодитиз от англ. commodity) — товары, активно перепродаваемые на организованных рынках. Особенностью таких товаров является стандартность потребительских свойств, взаимозаменяемость, хранимость, транспортируемость, дробимость партий. Конкретные экземпляры таких товаров являются легко взаимозаменяемыми (или качественно однородными) и практически не имеет значения, кто, где и как их произвёл (нефть, бумага, молоко, медь и т. д.)[1]. Обычно основная торговля такими товарами концентрируется на товарных биржах, в том числе в форме товарных деривативов. Большая часть БТ — это сырьё.

Важной особенностью биржевых товаров является механизм ценообразования. На бирже формируются условия, близкие к идеальной конкуренции. Цена на такие товары зависит в первую очередь от глобального спроса и предложения.

В настоящее время на товарных биржах в мире продаётся около 100 биржевых товаров. На их долю приходится около 20 % международной торговли[2]. Эти товары можно условно объединить в следующие группы:

Слово коммодити появилось в английском языке в XV столетии, пришло из французского языка (фр. commodité) и означало выгоду или прибыль. Во французский язык это слово пришло из латинского (лат. commoditatem), где означало «соответствие, приспособление». Латинский корень commod- означает «надлежащий», «собственная мера, время или условие» и «преимущество, выгода».

В последнее время в промышленности слово коммодити употребляется в качестве названия для страховки рабочих.

Во многих странах СНГ по различным причинам на биржах торгуются и другие товары (например, автомобили, недвижимость), — несвойственные природе бирж. Из-за этого в среде биржевых профессионалов для обозначения основных биржевых товаров всё чаще используется заимствование из английского «коммодитиз».