Бисквит (фарфор)


Бискви́т (фр. biscuit — сухарь, сухое печенье, от лат. bis coctum — дважды испечённое)[1] — разновидность керамики, неглазурованный фарфор[2], изделие из белой фарфоровой массы, не покрытое блестящим слоем свинцовой глазури.

Поверхность изделий из бисквита белая, матовая и слегка шероховатая, что придаёт таким изделиям сходство с мраморными. Пористая текстура бисквита препятствует его использованию в качестве материала для изготовления посуды, но в истории декоративно-прикладного искусства бисквит применяли для мелкой пластики — фигурок, украшений, рельефных плакеток. Существует понятие бисквитного (первичного) обжига керамических изделий. Температура первичного обжига обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета[3]. Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей и повторного, часто неоднократного обжига, но может оставаться и неглазурованным[4][5]. Бисквитная керамика пориста и легко впитывает воду; стекловидная керамика и костяной фарфор не пористы даже на стадии бисквита[6].

Мода на изделия из неглазурованного фарфора появилась в середине XVIII века в связи с распространением в западноевропейском и русском искусстве идей неоклассицизма[7]. Первые статуэтки из неглазурованного фарфора своей матовой зернистой поверхностью ассоциировались с античными мраморами. Их изготавливали на Севрской фарфоровой мануфактуре с 1751 года по рисункам живописца Жан-Жака Башелье.

С приходом на мануфактуру в 1757 году выдающегося скульптора Этьена Мориса Фальконе севрские бисквиты получили европейскую известность. Вначале Фальконе работал по рисункам Франсуа Буше, но затем стал использовать собственные модели. Свои лучшие произведения во Франции, перед отъездом в 1766 году в Россию, Фальконе создал именно в бисквите. К ним относятся портрет мадам де Помпадур, парные статуэтки Амура и Психеи и знаменитая «Купальщица», которую повторяли на мануфактуре в течение многих десятилетий[8]. В России на Императорском фарфоровом заводе с 1779 года в бисквите работал известный французский скульптор Жан-Доминик Рашетт. В 1785 году в Риме итальянский рисовальщик и гравёр, археолог, антиквар и коллекционер произведений античного искусства Джованни Вольпато открыл производство скульптурок из бисквита, воспроизводящих знаменитые античные статуи, хранящиеся в музеях Рима, Неаполя и в частных коллекциях. Бисквитные вазы, рельефные плакетки в подражание античным камеям в 1770-х годах выпускала мануфактура «Этрурия» Джозайи Веджвуда в Англии.