Битва при Иссе (мозаика)


Алекса́ндрова моза́икаримская напольная мозаика, найденная в Доме Фавна в Помпеях. Ее написание датируется около 100 г. до н. э. Предполагается, что мозаика является копией картины Филоксена из Эретрии или Апеллеса[2], написанной в IV в. до н. э. В большинстве источников мозаика датируется второй половиной II в. до н. э., а именно 120—100 гг.[3] На самой мозаике изображена битва между армиями Александра Великого и персидского царя Дария III в масштабе 2.72 на 5.13 метров[4]. Это произведение искусства воплощает в себе множество художественных традиций, таких как итальянские, эллинистические и романские. Мозаику принято считать «римской», так как она была написана во времена Римской республики, а её местонахождение соответствовало территории государства того периода[3]. Оригинальная работа хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Мозаику также принято считать копией эллинистического рисунка раннего III в. до н. э.[5]

На мозаике изображена битва между войсками Александра Македонского и персидского царя Дария III. На поле боя присутствуют более 50 мужчин[6]. Согласно историческим фактам, Александр одержал победу в битве при Иссе, а двумя годами позже повторил свой успех в битве при Гавгамелах. Мозаику принято считать иллюстрацией именно битвы при Иссе[7].

Александрова мозаика, вероятно, была копией эллинистической греческой картины, сделанной в IV в. до н. э. Стиль мозаики можно считать греческим, так как портреты главных героев битвы изображены крупным планом. Обычно на греческих изображениях битв трудно определить героев баталии из-за изобилия персонажей. Существует мнение, что для интерпретации римской версии требуется сравнение ее с греческим оригиналом. Ученые не пришли к единому мнению по поводу уникальности и значимости римской копии. Также многие считают исследование римской копии в том же культурном и историческом контексте, что и греческий оригинал, спорным. Однако некоторые исследователи сошлись во мнении, что подобные разногласия в изучении вопроса лишают его исторического контекста, а также умаляют достижения римских художников. Мозаика считается копией картины Аристида из Фив или потерянной фрески Филоксена из Эретрии конца IV в. до н. э. Последний упоминается Плинием Старшим в работе «Естественная история» (книга XXXV, 110) как мастер, исполняющий заказ македонского царя Кассандра по написанию картины «великой битвы»[8].