Битники


Би́тники (англ. Beatniks или The Beats) — стереотип массмедиа, использовавшийся в 1950-х — 1960-х годах для обозначения представителей битничества. Употреблялся как производное от названия бит-поколения, охарактеризованного в статьях конца 40х годов писателем Джеком Керуаком[1].

Термин «битники» был предложен в 1958 году журналистом «Сан-Франциско кроникл» Хербом Кэном ruen и базировался на сложившихся в американском обществе представлениях о типичном для середины XX века социальном пласте молодежи, характеризовавшемся асоциальным поведением и неприятием традиционных культурных ценностей нации[2][3].

Джек Керуак (1922 — 1969), большинством критиков рассматриваемый как одна из важнейших фигур бит-поколения, вспоминал в своей публицистической статье 1959 года,[4]что «разбитое поколение» (англ. beat generation) было впервые упомянуто им в 1948 году в беседе с Джоном Холмсом. Так Керуак охарактеризовал социальный пласт, возникший после практически исчезнувшего к 1948 году «потерянного поколения» участников Первой мировой войны[1][5].

Примечательно, что само слово «битник» было придумано не Керуаком. Как отмечает в своей книге о бит-культуре Уильям Лоулор, оно появилось только десять лет спустя[2]. Колумнист-обозреватель газеты «Сан-Франциско кроникл» Херб Кэн ruen, описывая в выпуске от 2 апреля 1958 года прошедшую на Северном пляже Сан-Франциско большую вечеринку личностей характерного облика и поведения,[6]присоединил к слову «beat»[* 1] русский суффикс «-ник» (-nik) от названия советского «Спутника-1», запущенного в октябре 1957-го. Американский писатель-документалист и лексикограф Пол Диксон ruen приводит объяснение самого Кэна:

Я сочинил слово «битник» просто потому, что русский «Спутник» был тогда на слуху, и слово выскочило само.[7]