Благодать


Благода́ть (др.-евр.חן‏‎, др.-греч. χάρις, лат. gratia) — одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека[1]. Предназначена для спасения человека и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку[2], действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. В представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как деяния и как силы[2].

Словом «благодать» могут переводиться и близкие по смыслу термины других религий — в частности, исламское барака, имеющее общий корень с еврейским «браха» (др.-евр.ברכה‏‎), которое в Ветхом Завете употребляется в значении благословения.

В Писаниях Ветхого Завета еврейское слово חֵן‏‎ («хэн») встречается много раз, в том числе и в текстах, относящихся к мессианским пророчествам (Зах. 4:7; Зах. 12:10). В синодальном переводе чаще всего переводится словами «благодать» (Быт. 6:8, Пс. 83:12), «милость» (Быт. 47:25, Прит. 3:34), «благоволение» (Быт. 18:3), а в некоторых случаях словами «приятность» (Прит. 13:16, Прит. 22:11), «прекрасный» (Прит. 1:9, Прит. 4:9, Прит. 5:19), «расположение» (Есф. 2:15), «благорасположение» (Еккл. 9:11), «приязнь» (Прит. 28:23), «миловидность» (Прит. 31:30), «благонравная» (Прит. 11:16).

В Новом Завете греческое слово «χάρις» (милость, благодеяние, награда, услуга, одолжение) встречается в текстах Евангелия от Луки для описания состояния Девы Марии при зачатии Иисуса Христа (Лк. 1:30), причем сама Богородица именуется Благодатная (Кехаритомени). Также в Евангелии от Иоанна благодать упоминается вместе с истиной как свойство Бога (Ин. 4:16). Как дар от Бога благодать описывается в Послании Иакова (Иак. 4:6) и Павла (Рим. 5:15). В Деяниях Апостолов благодать упоминается как средство спасения (Деян. 15:11). При этом можно встретить противопоставление благодати закону (Рим. 6:14) и делам (Рим. 11:6). Как часть доброго пожелания вместе с миром благодать упоминается в посланиях Иоанна (2Ин. 1:3), Петра (1Пет. 1:2) и Павла (Рим. 1:8; 1Кор. 1:3). Иногда обозначает конкретные дары и благословения (ср. 2Кор. 9:8, 14, 15).

В документах раннего христианства, известных как произведения «мужей апостольских», благодать упоминается как дар, который Бог через Христа даёт человеку и представляется как сила (греч. δυναμις), благодаря которой человек может стремиться к праведности и идти по пути послушания. В этом понимании благодать даёт силы, посредством которых человек может обрести праведность и достичь спасения[3]


Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано, VI век
святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, христианский мистик, византийский богослов и философ
Фрагмент витража в католической церкви в Северной Ирландии. Голубь изображён как символ благодати
Жан Кальвин
Якоб Арминий