Блиш, Джеймс


Джеймс Бенджамен Блиш (англ. James Benjamin Blish; 23 мая 1921, Ист-Ориндж, штат Нью-Джерси — 30 июля 1975, Хенли-он-Темс) — американский писатель-фантаст. Литературную критику писал под псевдонимом Вильям Ателинг мл (англ. William Atheling Jr).

Блиш получил образование биолога в Ратгерском университете и в 19421944 служил в американской армии; после войны учился в аспирантуре Колумбийского университета. Публиковаться начал в 1940 году.

После 1968 года писатель жил в Великобритании, в Оксфорде, где и умер от рака лёгких. Стоял у истоков британского Фонда научной фантастики (англ. Science Fiction Foundation).

Генной инженерии посвящён рассказ Блиша «Бобовый стебель» (1952) и позже переписанный в роман «Дочь титана» (1961). Идея выведения в лабораториях людей-гигантов интересна автору как отправная точка полемики с Гербертом Уэллсом и Олдосом Хаксли, а также учёным-биологом, философом науки и писателем Джоном Холдейном, обратившими внимание на неизбежную социальную плату за вторжение в механизм наследственности. Блиш в статье «Наука в научной фантастике: рассказ на тему биологии», опубликованной в 1951 году в журнале «Science Fiction Quarterly», писал: «Отнюдь не все чудеса Вселенной лежат от нас на расстоянии в миллионы световых лет — некоторые преспокойно спят себе, не вызывая наших подозрений, в нашей же крови».

В 1950-х годах Блиш обратил на себя внимание своими рассказами, отличающимися от основной массы аналогичных произведений в американских журналах фантастики нетривиальным использованием тем. Дипломированный ученый, Джеймс Блиш, очевидно, все время помнил, что на научном жаргоне слово «тривиальный» означает просто «нулевой». В смысле — не несущий никакой значимой информации. В рассказе «Общее время» (1953) полёт к звезде Альфа Центавра оказался не столько перемещением в пространстве, сколько путешествием во времени. Кроме того, тонкий и острый критик и друг автора, Даймон Найт обнаружил в рассказе изящно замаскированный второй план, допускающий толкование с позиций психоанализа. Путешествие во времени совершает также герой рассказа «Произведение искусства» (1969) композитор Рихард Штраус (автор симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», начальными аккордами из которой открывается фильм Кубрика «2001: космическая одиссея»). Побывав в будущем, герой рассказа приходит к неожиданному выводу: главное «произведение искусства» в его жизни — он сам вместе со своим талантом. В короткой повести «Би-и-ип» (1954) исследуется попытка «считать» информацию из будущего.