Богоматеринство


Одним из главных христианских догматов, касающихся Девы Марии, является тот факт, что она родила Иисуса Христа, второе лицо Троицы, Бога-Слово во плоти, и таким образом, является Богородицей и Матерью Божией.

Под выражением «Матерь Божья» («Мать Бога») понимается не мать превечного Бога-Отца, у которого не может быть ни матери, ни отца (в отличие от античных богинь, которые были матерями других божеств). Вместо этого, большинство христиан верят в то, что хотя Бог-Слово предвечно рождается от Бога-Отца, но воплощается («рождается во плоти») он от Девы Марии. Иными словами, у Богочеловека Иисуса Христа две природы: божественная — от Бога-Отца, человеческая — от девы Марии[1][2].

Признание того, что Дева Мария является матерью Иисуса Христа, который обладает божественной и человеческой природой, связано с признанием того, что Иисус Христос является истинным Богом и истинным человеком. Поэтому отрицание того, что дева Мария является матерью Иисуса Христа, являющегося и Богом и человеком, искажает идею Боговоплощения, и таким образом, подрывает сами основы христианства.

Святитель Кирилл Александрийский писал, что: «Я удивлён, что находятся те, кто сомневается в том, следует Пресвятую Деву называть Богородицей или нет. Ибо если Господь наш Иисус Христос есть Бог, как Пресвятая Дева, которая родила Его, не Богородица?»[3].

Известный богослов и историк христианства Ярослав Пеликан писал, что Богородица это «та, кто дала рождение тому, кто есть Бог» (англ. the one who gives birth to the one who is God).[4]

Первым известным примером признания в Марии Божией Матери было восклицание праведной Елисаветы при встрече с Марией: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). Причём, эти слова Елизавета говорит не по собственному разумению, а по внушению Св. Духа (Лк. 1:41). Важно иметь в виду, что Елизавета воскликнула «Матерь Господа», а не «Матерь Бога» (слово «Господь» в Библии может быть употреблено и по отношению к Богу, и по отношению к человеку)[источник не указан 3423 дня]. В данном случае слово «Господь» относится к Иисусу Христу, который, уже будучи зачат в чреве Марии, на тот момент уже обладал человеческой природой — в дополнение к своей божественной природе (которой он, будучи Богом, всегда обладал).