Богопочитание


Богопочита́ние или Теосебея (греч. Θεοσέβεια от Тео́с — Бог, Се́бомай — чтить, почитать) — в широком смысле, синоним понятия религия, заключающее в себе религиозную доктрину и религиозную практику, в узком, — понятие нравственного или, т. н., практического богословия (религиозной практики), обозначающее служение, угождение Богу.

Богопочитание в православии не является богословским термином, однако является смыслоопределяющим словом для ряда богословских терминов. Пост, молитва, покаяние, богослужение являются словами одного семантического поля. Однако, несмотря на это, в русском православии есть необходимость применять слово «богопочитание» в качестве термина, разделяя понятия «иконопочитание» и «богопоклонение», следуя раннехристианской традиции, по которой разделялось почитание так называемых, святых предметов (иконы, мощи, Крест, на котором распяли Христа), почитание святых мест и почитание святых и Богородицы — Богопочитание в этом случае соответствует греческому слову проскюнесис, что переводится на русский как «богопоклонение». Непосредственное же служение Богу обозначается термином «Богопоклонение», что соответствует греческому латрея, что обозначает непосредственное служение Богу, минуя то или иное посредничество.

Теосебея — почитание Бога. Для античности Теосебея — это благочестие, синоним слова Эвсебея. Так например, Страбон, (64 / 63 до н. э. - 23 / 24 н. э.) греческий географ и историк, автор «Географии» ( Книга семнадцатая), сообщает о вегетарианстве и целомудрии богопоклонников, живущих во Фракии, которые питались только сыром, молоком и мёдом, употребляли слово теосебея (К. Куманецкий «История культуры Др. Греции и Рима».) Теосебея выступает в качестве правильного отношения к богам. К правильному отношению к богам относится прежде всего «проскюнесис»: богопоклонники обязаны были падать ниц перед идолами богов, кроме того к правильному отношению к богам относятся служение им, что называется «латрея» (выполнение действий, связанных с культом) и «литургия» (культовые действия в храме, совершаемые жрецами). Термины «Латрея» и «Литургия» в античности не использовались в собственно религиозном смысле. Эти слова широко применялись в светской жизни.

Понятие «Богопочитание» в греческом переводе Библии - Септуагинте обозначается двумя основными греческими терминами «проскюнесис» (глагол «проскюнейн») и «латрейя» (глагол «латревейн»). «Латрея» — это перевод древнееврейского слова «хеба» (служение) и «проскюнесис» — «хашхатва» (видеть лик Яхве). «Латрейя» и «проскюнесис» встречаются, например, в книге Исход, где Бог заповедует не поклоняться(проскюнесис) и не служить(латрейя) идолам: Не поклоняйтесь им не служите им" (Исх 20. 5). Слово «проскюнесис» («прскюнейн») обозначает в Библии общее понятие поклонения: «И, ваши снопы стали кругом и поклонились(проскюнесис) моему снопу» (Бытие 37,7).