Богословский диалог между древневосточными православными церквями и Ассирийской церковью Востока


Богословский диалог между древневосточными православными церквями и Ассирийской церковью Востока — богословские собеседования на двустороннем и многостороннем уровне между нехалкидонскими «монофизитскими»[прим. 1] Древневосточными православными церквями и диофизитской[прим. 2] Ассирийской церковью Востока. Богословский диалог проводился в рамках деятельности австрийской католической экуменической[en] организации Pro Oriente[en] и Ближневосточного совета церквей.

После Третьего Вселенского собора произошёл разрыв церковного общения между западными сирийцами («монофизитами») и восточными сирийцами («несторианами»). Данное разделение было вызвано христологическими спорами богословов различных традиций о количестве природ во Христе[5]. Различия александрийского и антиохийского богословия привели к историческому противостоянию между Яковитской церковью и Церковью Востока[6] в VI—начале VII века[7]. В «монофизитских» церквях была принята христология, основанная на учении Кирилла Александрийского и Севира Антиохийского, которая признавала формулу «одна воплощённая природа Бога Слова» (др.-греч. «μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένη»)[8] и находилась на наиболее отдалённой позиции христологического спектра по отношению к антиохийской христологии Церкви Востока[9]. Известно, что крупнейший богослов Церкви Востока Нарсай Нисибийский составил ряд догматических произведений направленных как против крайнего монофизитства Евтихия, так и против более умеренной христологии Кирилла Александрийского[10].

В период арабского владычества напряжение между Церковью Востока и сирийскими миафизитами ослабло, так в 1142 году между католикосом-патриархом Мар Абдишо III[en] и главой миафизитов в Месопотамии мафрианом Дионисием было заключено соглашение. В 1262 году епископ Эрбиля[en] Денха[en] (будущий католикос-патриарх (1265—1281)) позволил яковитам построить храм в городе, несмотря на запрет патриарха Маккихи II[en] (1257—1265), а в 1277 году встречался в Багдаде с мафрианом Григорием и вёл переписку с ним[11]. Средневековые источники упоминают: «с этого времени главы обеих Церквей при каждом случае оказывали друг другу знаки уважения»[12]. Тем не менее серьёзные богословские различия между Древними восточными церквями и Ассирийской церковью Востока стали серьёзным препятствием для преодоления раскола времён христологических споров[13].