Бог-Творец


Бог-Творец — божество или Бог, сотворивший мир, породивший его или принимавший участие в его возникновении, персонаж космогонических[1] и антропогонических[2] мифов.

Творец, если он присутствует в данной мифологической традиции, в качестве первого существа может обладать божественной космической природой. Мотивы, связанные с творцом, могут быть выстроены в порядке уменьшения степени космичности: «высший бог» (например, в традиции народов Огненной Земли Темаукль, или «тот, что наверху», «один на небе», создавший неба и землю); «первый бог» («праздный бог»), который сотворил мир, но в дальнейшем редко вмешивается его дела, он появился из первородного хаоса или первородного океана или нашёл сам себя, обнаружил себя в пустоте и безвидности, «делатель земли»; «космические родители», представленные небом-отцом и землёй-матерью; реже два два начала: мужское-небесное и женское-земное, которые, слившись, породили отца и мать, находящихся между небом и землёй, небо-мать и земля-отец, солнце-отец и луна-мать[1].

Творец может иметь имеет человеческую природу или быть более близким к человеку, чем к божеству или стоять на границе этих двух природ — демиург. К числу таких типов творца принадлежат первочеловек, культурный герой, основатель конкретной культурной традиции. Нередко встречаются мужской и женский творцы, например, Идзанаги и Идзанами в синтоизме. Творец может обладать обликом животного: ворона, койота, коровы, ящерицы, червя, гагары и др.[1]

Одним из самых архаичных источников образа божества являются представления о культурном герое. Этот тип мифологического персонажа и более поздний образ демиурга связаны с актами творения или устроения мира, хотя бы и на элементарном уровне. Позднейших богов также нередко представляли как «делателей», хотя, по этнографическим данным, данный компонент образа бога иногда несёт второстепенное значение. Так, в мифологии ительменов дух-ворон Кутх, творец и устроитель мира, не только не почитается, но подвергается поношению и насмешкам, потому что земля им была устроена очень плохо, создав такие вещи, как горы, тайга, пропасти, вулканы. В ряде мифологических традиций считается, что бог-творец потерял интерес к созданному им миру, из-за чего молить его о чём-либо не имеет смысла. Так, многие африканские мифологии содержат образы «праздных богов». У бога-творца нет заметной роли в индейских мифологиях, либо такой персонаж отсутствует совсем[3].