Святой Дух


Свято́й Дух (ивр. רוח הקודש[1], греч. πνεῦμα ἅγιον[1]) — в христианстве третья ипостась Единого Бога — Святой Троицы.

Слово, обозначающее «Святой Дух», имеет грамматический мужской род в русском языке, на латыни (Spiritus Sanctus), в то же время — на иврите (רוח הקדש‎), в арамейском и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода, в то время как в греческом (Агио Пне́вма — Άγιο Πνεύμα) — среднего.

Выражение «Святой Дух» (ивр. רוח הקודש‎, Руах ха-Кодеш) появляется в Танахе нечасто, например, один раз в Пс. 50:13, дважды в Ис. 63:10—11. При этом слово словосочетание «Дух Божий» (др.-евр. רוח אלהים) употребляется множество раз, первый раз в Быт. 1:2. В иудаизме Бог един, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-Кодеш находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение пророк Иезекииль называет «руах Элохим» («дух Божий») или «руах Адонай» («дух Господень»). У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации (преимущественно — в Агаде), но он остаётся «качеством, принадлежащим Богу, одним из его атрибутов», тогда как в христианстве Святой Дух — Одно из Лиц Триединого Бога[2].

В иудаизме ссылок на Дух Божий, Святой Дух Иеговы (Яхве) предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого Божества. При этом существительное «руах» (ивр. רוח‎), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию «дух», буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное «руах», так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу[1].

Таким образом, Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» (ивр. רוח‎) стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. В христианском богословии речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном Начале. Такому воплощению Святой Дух никогда, вероятно, не подвергался у евреев; но и евреи усматривали в нём иногда эманацию Божественной силы, действующей самостоятельно[3].

Важность Святого Духа в жизни каждого верующего признаёт большинство традиционных христианских конфессий. Святой Дух — лицо Троицы, через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, служение Сына — в период, описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в Христианской церкви более заметны Дары Святого Духа[4].