Бодхидхарма


Бодхидха́рма (в Китае также известен под именем Путидамо (кит. 菩提达摩) или сокращённо Дамо (кит. 达摩)[1]; 440—528 или 536[2][3]) — первый патриарх чань-буддизма, основатель учения чань (дзэн), 28-й патриарх буддизма. Родился и получил образование в Канчи, столице южноиндийского царства Паллава. (По одному из жизнеописаний Бодхидхармы он происходил из южноиндийских брахманов и практиковал буддизм в традиции махаяны, а в другом жизнеописании указывалось, что Бодхидхарма был «персидского происхождения из Центральной Азии».[1]) Предание гласит, что около 475 г. н. э. буддийский монах Бодхидхарма прибыл морским путём в Китай, где, путешествуя, начал проповедовать своё учение. Затем он поселился в монастыре Шаолинь, незадолго до этого основанном на горе Суншань, где основал первую школу чань-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы. Среди немногих его учеников упоминается Хуэйкэ, который стал вторым патриархом чань-буддизма.

Бодхидхарма получил большую известность в качестве «бородатого варвара». Первоначально такое прозвище употреблялось по отношению к Бодхидхарме в прямом значении за то, что он в отличие от китайских монахов имел бороду[4]. Позднее Бодхидхарму так начали шутливо называть его «любящие ученики»[5].

Не сохранилось достоверных источников о жизни Бодхидхармы. Соответственно, в легендах, создававшихся несколько веков и дошедших до наших времён, переплетены реальность и вымысел, а Бодхидхарма может считаться во многом фольклорным персонажем.[1]

Согласно легендам, Бодхидхарму считают автором учения о «двух путях и четырех методах» просветления. Первый путь («вхождение в принцип» (кит. 入理 — жу ли)) состоит в воззрении о том, что у всех живых существ «изначально чистая природа», однако она омрачена неведением, рассеять которую можно практикой созерцания. Второй путь («вхождение в практику» (кит. 入实 — жу ши)) состоит из четырёх методов: 1) принятие всех страданий без ненависти к причиняющему их; 2) спокойно принимать любые события судьбы как результат причинно-следственных законов; 3) отказаться от стремлений и устранить страсти; 4) соблюдать дхармические законы. Это учение транслирует основополагающие воззрения буддизма махаяны и в учении нет того, что специфично для чань-буддизма. Исследователи считают, что специфика чань-буддизма была привнесена в образ Бодхидхармы позже, по мере развития учения в последующие века, используя образ Бодхидхармы во многих коанах и создав из Бодхидхармы образ идеального чаньского наставника, поэтому Бодхидхарма стал символом учения чань.[1]

В традиции считается, что Бодхидхарма написал известное четырёхстрочное стихотворение, выражающее суть чань-буддизма, однако большая часть исследователей буддизма полагают, что стихотворение было написано значительно позже[1]: