Бозар


Боза́р[1] (от фр. beaux-arts «изящные искусства»)[1] — архитектурный стиль историзма, возникший в противовес распространившемуся в середине XIX века увлечению национальным средневековьем (неоготика, неовизантизм, русский стиль); продолжил традиции итальянского ренессанса и французского барокко. Основное направление бозара развилось с опорой на классическую и неоклассическую архитектуры[2].

Возник в недрах парижской Школы изящных искусств, давшей название стилю[1]. Во время Французской революции (1789—1794) первую французскую архитектурную школу — Académie royale d’architecture (1671—1793) из-за её роялистских связей закрыли, а в 1803 году Наполеон основал нынешнюю Школу изящных искусств[2].

В этом престижном учебном заведении будущих архитекторов (многие из которых были приезжими) учили воспроизводить различные исторические стили — в зависимости от вкусов заказчика. Студентов учили выстраивать помещения симметрично вдоль осей, пронизывающих здание, а также учитывать, какое впечатление размещение и убранство комнат произведут на посетителя[2].

Стиль бозар наиболее ярко проявился в архитектуре общественных зданий, для которых характерны колоссальный ордер, сдвоенные колонны, декорация в высоком рельефе, статуи, подчёркивающие линию кровли, и др. Среди произведений: базилика Св. Мартина в Туре (1897—1904, архитектора Виктора Лалу), Центральный вокзал Нью-Йорка (1903—1913), главные павильоны Всемирных выставок в Чикаго (1893) и Париже (1900)[1].

Подлинным манифестом стиля стали Опера Гарнье и прочие постройки выпускника школы Шарля Гарнье в период Второй империи.

Для этих построек характерны строгая симметрия, иерархия благородных (входы, лестницы) и утилитарных пространств, использование элементов из французской и итальянской архитектурной истории. Архитекторам бозар нравилось добавлять своим постройкам помпезности — скульптуры, лепнина, барельефы, картуши, аграфы, а также полихромные вставки (как правило, имитирующие золото)[2]. В отличие от чистого неоренессанса и необарокко, бозар свободно варьирует элементы обоих направлений.