Болгатанга


Болгатанга[1] (англ. Bolgatanga) — город на севере Ганы, административный центр Верхней Восточной области[2][3]. Город расположен на высоте 177 метров над уровнем моря[4].

Большая часть города представляет собой протяжённый поселок с глиняными постройками, каждая из которых окружена полями. Город занимает площадь около 410 квадратных километров. Основными занятиями жителей являются выращивание основных культур и животноводство[5]. Болгатанга — известный центр ремесел: там делают соломенные шляпы и корзины, изделия из кожи и металла, ювелирные изделия[6]. Оживлённый рынок в Болгатанге известен красочными плетёными изделиями[5].

Через город проходит национальная дорога N10[nl], «Великая северная дорога» (Great North Road[5][7]), связывающая автомобильным сообщением юг и север страны[8]. Дорога из Аккры на побережье Гвинейского залива на север через административные центры областей (Кофоридуа, Кумаси, Тамале) ведёт в Буркина-Фасо и является транспортным коридором для выхода к морю Буркина-Фасо, Мали и Нигера.

В регионе Северные территории британской колонии Золотой Берег в 1907 году (по другим источникам в 1900 году) была начата прокладка дороги. Начало строительства дороги с юга страны в Тамале связано с переносом центра британской администрации Северных территорий в 1907 году в Тамале из города Гамбага[en]. Дорогу строили африканские рабочие под контролем европейцев. Часть рабочих были наемными, большая часть — мобилизованными. Строительство было сопряжено с большими трудностями из-за природных условий, болотистой местности, нехватки инструментов и продовольствия, недостатка контроля и технических знаний, а также ухода рабочих на более выгодные работы. В строительстве участвовали племена вагла[en], вала, гонжа, дагари, фрафра[en] и були[en] (канджага). Из-за дождей, которые смывали дорогу, и пожаров, при которых сгорали и обрушивались деревянные мосты, дорогу приходилось строить заново. Из-за начала Первой мировой войны строительство замедлилось. К 1920 году участок дороги Кумаси — Тамале был завершён. Первым по нему проехал Гордон Гаггисберг[en], губернатор Золотого Берега (1919—1927)[7].