Большая императорская корона


Больша́я импера́торская коро́на Российской империи — главная династическая регалия и символ власти российских монархов, создана в 1762 году для коронации Екатерины II. Вплоть до 1917 года Большой императорской короной венчались на царство все российские монархи[1]. С 1920-го вместе с остальными коронными драгоценностями дома Романовых передана в Гохран. Отреставрирована мастерами Экспериментальной лаборатории Гохрана в 1983—1985 годах[2][3]. С 1991-го корона является неотчуждаемой государственной собственностью и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля[4][5].

Главными создателями короны являются знаменитые в XVIII веке придворные ювелиры Жереми Позье и Георг Фридрих Экарт[6]. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета — благородная шпинель весом в 398,72 карата[7][8]. Лёгкий прорезной каркас выполнен из серебра, изнутри обит красным бархатом, наружная часть разделена на две полусферы и покрыта бриллиантами[9][5].

Корона является совместным творением большого числа мастеров, однако главными создателями выступили два ювелира — француз Жереми Позье и швейцарец Георг Фридрих Экарт. К началу правления Екатерины II оба иностранца долгое время проживали в России и были самыми влиятельными представителями своей профессии при императорском дворе. При этом положение в светском обществе у них было различно. Экарт официально являлся главным ювелиром двора и выполнял украшения только по приказу Императорского кабинета для Алмазной мастерской и лично для императорской семьи. Он был человеком замкнутым и сдержанным, не стремился заводить полезных знакомств среди вельмож. Впрочем, Елизавета Петровна в своё правление не позволяла мастеру брать другие заказы помимо собственных[9]. Позье же отличался общительностью, он быстро стал вхож в самые влиятельные круги и выполнял большое количество не только официальных заказов, но и личных просьб придворных[10][11]. В ювелирном деле Экарт предпочитал работу с золотом и серебром, в своих произведениях использовал уже подготовленные камни. Позье же в начале своей карьеры был учеником огранщика Бенедикта Граверо, поэтому специализировался на работе с алмазами — подборе, огранке, резке, вымостке, определению стоимости[9][12].

Позье стремился занять положение ведущего мастера своего дела, но к моменту государственного переворота 1762 года создал для Екатерины только одну вещь — бриллиантовую панагию. Экарт же получил от будущей императрицы заказ на исполнение погребальной короны для прощания с Елизаветой Петровной. Мастер не учёл, что голова усопшей увеличится в размере, поэтому сделанный им венец надеть не получилось. Этим воспользовался Позье, который заранее подготовил корону на винтах и подогнал её по размеру прямо на поминальном ложе Елизаветы[9].