Большая опера


Большая опера (фр. Grand opéra) — оперный жанр, сложившийся во Франции в конце XVIII века, после Великой французской революции, из элементов серьёзной и комической опер и сменившее «лирическую трагедию» (tragédie lyrique) в качестве основного направления в музыкальном театре XIX века.

Обозначение «большая опера» применяется также к любым многоактным операм серьёзного, как правило, характреа[1]

«Большая опера» как новый жанр, новая «серьёзная» французская опера, окончательно сложилась к 1828 году; её основоположником считается Даниэль Обер — 1828 годом датируется представление в Париже его оперы «Немая из Портичи»[1]. Но истоки жанра можно обнаружить и в операх Антонио Сальери «Тарар» (1787) и «Пальмира, царица персидская» (1795), в которых, как пишет Л. Кириллина, «смешивались компоненты барочной сценической практики и аксессуары ампирного стиля будущей „большой оперы“»[2]. Значителььное влияние на формирование жанра оказало творчество Гаспаре Спонтини[1].

В процессе становления «большая опера» восприняла различные театральные и музыкальные элементы: реформированную К. В. Глюком оперу-сериа и французскую tragédie lyrique, комическую оперу, передовые тенденции серьёзной итальянской оперы и др. Используя сперва исключительно античные сюжеты, к 1830-м годам «большая опера» перешла к обыгрыванию событий из более близкого времени — позднего Средневековья и начала Нового времени. При этом зачастую в них затрагивались темы, имевшие большое общественное значение — борьба народа за свою свободу («Немая из Портичи» Ф.Обера), религиозных преследований («Гугеноты» Дж. Мейербера), антисемитизма («Жидовка» Ф.Галеви) и др.

«Большая опера» состоит из 5 актов и включает в себя также объёмную балетную (танцевальную) часть. С самого момента своего появления «большая опера» конкурировала с более старой и менее «роскошной» комической оперой, сформировавшейся в XVIII столетии как дополнение к «аристократической» опере того времени.