Большая четвёрка (британские железнодорожные компании)


«Большая четвёрка» (англ. Big Four) — общепринятое название четырёх крупнейших железнодорожных компаний Великобритании в период с 1923 по 1947 год. Название впервые использовал журнал The Railway Magazine в номере за февраль 1923 года: «Большая четвёрка новой железнодорожной эры» (англ. The Big Four of the New Railway Era).

Эти компании были образованы из более мелких железных дорог в соответствии с Законом о железных дорогах 1921 года, вступившего в силу 1 января 1923 года.

1 января 1948 года в соответствии с Законом о транспорте 1947 года железнодорожные компании Великобритании были национализированы, войдя в состав единой компании British Railways.

Три крупнейшие компании: GWR, LMS и LNER — занимались перевозкой грузов (в первую очередь угля) и дальними пассажирскими перевозками. Southern Railway, напротив, отдавала преимущество местным пассажирским перевозкам, которые, несмотря на меньший размер компании, составляли более четверти общего пассажиропотока Великобритании. Это объясняется тем, что в зону ответственности компании вошли многочисленные железнодорожные линии в пригородах Лондона, а также в других густонаселенных частях страны. Для снижения издержек SR проводила активную политику электрификации.

GWR была единственной компанией, которая сохранила фирменный стиль, распространив его на все поглощённые компании. Остальные придерживались принципа сохранения за поглощёнными компаниями популярных фирменных стилей. SR сохранила децентрализацию, не объединяя доставшиеся ей в наследство три железнодорожные сети. LMS долго пыталась примирить различные традиции, особенно в локомотивостроении, справившись с этим вопросом только к 1932 году, когда главным механиком компании был назначен Уильям Станир, пришедший из GWR. LNER так и не смогла стать прибыльной — этот факт отчасти объясняется огромными долгами, полученными в наследство от  Great Central Railway, осуществившей затратный проект по расширению сети до Лондона.

Хотя номинально оставаясь конкурентами, четыре компании вместе работали над проектами, имеющие значение для железнодорожной отрасли в целом.